Обман ценою в жизнь

Поборники сдачи экзаменов на права экстерном подтасовывают статистику

11 июля 2012 в 21:05, просмотров: 2956

Очень скоро Госдума РФ примет в новой редакции закон «О безопасности дорожного движения». И один из ключевых вопросов его изменения — отмена экстерната при подготовке к экзаменам в ГИБДД. Но противники самоподготовки не дремлют…

Обман ценою в жизнь

И вот некая «Гильдия автошкол», причем со ссылкой на ГУОБДД МВД России, распространяет любопытную информацию, согласно которой в прошлом году количество ДТП у водителей со стажем вождения до трех лет, получивших водительское удостоверение после обучения в автошколах, выше 52%. А вот у самоподготовщиков — всего 24%. То есть делайте выводы, господа депутаты.

И что самое интересное — цифры-то даны правильные. Но, как говорится, есть нюанс. Строить логические построения на процентном соотношении в данном случае как минимум некорректно, поскольку число выпускников автошкол значительно превышает количество людей, получивших права экстерном. Понятно, что и в аварии их попадает больше.

А вот давайте посмотрим на ситуацию с позиции абсолютных цифр и используем соотношение числа аварий к количеству выданных прав.

У водителей после обучения в автошколах в 2011 году на 315 372 выданных водительских удостоверения пришлось 2301 ДТП с пострадавшими — 0,73 ДТП на 100 выданных водительских удостоверений. А вот после самостоятельной подготовки на 65 000 полученных прав — 1070 ДТП с пострадавшими, что составляет 1,64 ДТП на 100 выданных «корочек». Таким образом, аварийность водителей после самоподготовки в 2011 году в 2,25 раза выше, чем у водителей после обучения в организациях, при этом процент сдачи экзаменов с первого раза в 2,7 раз ниже, чем у курсантов автошкол. Кстати сказать, статистические выкладки одного года подтверждаются и более объемным материалом. Так, по суммарным данным за четыре года (с 2008-го по 2011-й), аварийность водителей после самоподготовки в 2,2 раза выше, чем у честно отучившихся водителей, а процент сдачи экзаменов с первого раза в 2 раза ниже. И возникает вопрос, зачем «Гильдии автошкол» понадобилось передергивать? Да просто очень денег хочется. Ведь, по сути, эта структура объединяет автошколы, принадлежащие одному владельцу. Который при этом ведет агрессивную демпинговую политику. Скажем, в автошколах, входящих в «Гильдию», можно за две недели и четыре занятия изучить теорию. И это обойдется всего в 6250 рублей. Число практических занятий также выбирает курсант — опять экономия. Причем маркетинговая политика тут поставлена настолько здорово, что уже сейчас «классические» автошколы почувствовали резкий отток клиентов. При этом подавляющее большинство граждан, обучавшихся в школах «Гильдии», сдают экзамены именно экстерном. В итоге мы видим, к чему это приводит на дороге.

Но вот сумеют ли депутаты Госдумы отделить зерна от плевел?

Увы, судя по свежим новостям из парламента, вряд ли. На одном из последних заседаний думского Комитета по транспорту, ответственному за доведение законопроекта до ума, сразу несколько депутатов неожиданно высказались за сохранение самоподготовки. И в очередной версии документа фраза «подготовка водителей транспортных средств в заочной форме, в форме экстерната, или самостоятельно не допускается» чудным образом меняется на совершенно противоположную! При этом депутатов не смущает, что это заведомо противоречит Правилам дорожного движения, четко оговаривающим, что «учебная езда на дорогах допускается только с обучающим, который должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории и удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. А учебный автомобиль должен быть оборудован дополнительными педалями управления, зеркалом заднего вида для обучающего и знаком «Учебное транспортное средство». То есть самостоятельное обучение вождению в принципе невозможно. Но депутаты Старовойтов и Нилов (оба — ЛДПР), с чьей подачи с законопроектом и случилась метаморфоза, считают иначе. Или уверены, что сумеют изменить ПДД, хотя сегодня это исключительная прерогатива правительства страны.

Любопытно в этой истории и то, что даже МВД в лице ГУ ОБДД МВД РФ (структура, долгое время активно выступавшая против отмены экстерната) «поддерживает проект, предусматривающий исключение нормы, допускающей самостоятельную подготовку на право управления транспортными средствами». Одна беда — депутаты против. С чего бы это?..



Партнеры