Репетиция отменяется

Новый Закон «Об образовании» запретит школьным учителям «натаскивать» своих учеников

17 июля 2012 в 18:02, просмотров: 8835

Лето — пора отдыха для школьников. За исключением тех, кто только что покинул школу, и тех, кто еще только готовится перейти в выпускной класс. С первыми все ясно: ЕГЭ уже сдан, и вузы готовятся пасть перед натиском абитуриентов. А вот у десятиклассников все это впереди, поэтому большинство из них проведет лето в компании самых разных репетиторов. Школьные учителя за определенную мзду натаскивают на сдачу Единого экзамена. Репетиторы-студенты готовят к предстоящей учебе. Университетские преподаватели пытаются сделать из школяра мечту любого вуза. «МК» узнал, какие трудности встречаются при поиске репетитора и как может усложниться этот процесс с принятием нового закона об образовании.

Репетиция отменяется
Рисунок Алексея Меринова

Справка МК Справка "МК"

Как не ошибиться с выбором репетитора?

■ Школьный учитель или преподаватель вуза всегда предпочтительнее, чем студент.

■ Заранее оговорите, сколько занятий и по сколько часов каждое понадобится для подготовки.

■ Учтите — хороший специалист никогда не возьмется готовить по нескольким разным предметам.

■ Лучший способ найти хорошего репетитора — рекомендации знакомых. Если пользуетесь рекламой вузовского преподавателя в Интернете, узнайте в самом вузе, работает ли у них такой специалист.

Можно ли педагогам брать на репетиторство своих же учеников? Этот пункт до сих пор остается одним из самых спорных в новом проекте закона об образовании. Этим законопроектом предполагается запретить учителям вести платные занятия у учеников своей школы. Чиновники надеются, что запрет поможет избежать необъективности и коррупции. Учителя возражают: как жить на зарплату без халтуры? Директора в панике: как бы педагоги не ломанулись на вольные хлеба. А будущие абитуриенты судорожно изучают сайты объявлений. Кто, если не школьные учителя, будет заниматься подготовкой к ЕГЭ?

В 10–11-м классах кошмары на тему Единого экзамена снятся и ученикам, и педагогам. Последние два года учебы превращаются в марафон подготовки к ЕГЭ — а по-хорошему в учебной программе еще масса тем для освоения. Неудивительно, что некоторые педагоги хотят получать дополнительные деньги за это напряженное время. Вариантов много: репетиторство, платные факультативы, индивидуальные курсы... Но в некоторых случаях все проходит более-менее пристойно, а в других — превращается в грубый шантаж родителей.

Школьный факультатив: приведи друга, получи скидку

— В нашей школе с 10-го класса ввели платный факультатив для сдающих ЕГЭ по математике, — рассказывает Елена Остроумова, мама выпускника. — Добровольно-принудительный, так сказать. То есть ходить никто не заставляет, но все в курсе, что без него экзамен не сдать. Конечно, все поголовно рванули записываться туда... И сейчас разницы между обычными занятиями и факультативом почти нет. Контрольную могут провести в дополнительное время. А за задачку, не решенную на факультативе, оценку могут поставить в журнал.

Но вот учебный год окончен, а проблема осталась. Многие десятиклассники в последнее школьное лето и не мечтают об отдыхе. Это же целых три свободных месяца — столько времени для подготовки! Так стоит ли заморачиваться с поиском репетитора, когда можно доплатить Марьиванне, знающей вашего киндера с первого класса?

— Прошлым летом мы сперва хотели нанять репетитора из вуза, — признается Глеб Виноградов, папа десятиклассницы. — Но когда та барышня прислала мне расценки, я обалдел. До сих пор не могу адекватно это обсуждать — 6000 рублей в неделю за немецкий... А тут немка из школы в перерывах между жалобами на низкую зарплату поинтересовалась, чем доча будет заниматься летом. Договорились вдвое дешевле, учительница весь год восторженно восхищалась, какая Лиза молодец и талантище, оценки были выше всех в классе. Этой весной отказались от ее услуг — и талант внезапно пропал, и диагноз появился: «без репетитора ваша девочка не сдаст».

Дополнительные уроки могут проходить по разным схемам. Одно дело, когда подзаработать решил сам педагог, и совсем другое — когда инициатива исходит от школы. Поэтому с отказом от навязчивого сервиса не все так просто. В первом случае директор может подыскать классу другого учителя. А во втором только разведет руками: мол, что же поделать, политика школы сейчас такая — добровольно-принудительные услуги оказывать.

— Я уже нашла хорошего репетитора на стороне и хотела отказаться от факультатива, чтобы не платить дважды, — вспоминает Елена Остроумова. — А как это сделаешь, когда на нем домашнее задание проверяют и контрольные пишут? Попыталась поговорить с другими мамами, но они не понимали причин для беспокойства. «Деньги есть, ребенок занимается. Ну и чего тогда возмущаться?» А потом классная руководительница объяснила, что факультатив — это инициатива директора, и если он не будет пользоваться популярностью, то школа лишится бонусов за «дополнительные услуги». Все же теперь на самоокупаемости, им надо что-то продать, чтобы что-то кушать.

Есть и третий вариант, который становится все более популярным. Это экстернат или домашнее обучение на время последнего года в школе. То есть ребенок отказывается от «ненужных» предметов и отсидки в классе, чтобы выкроить побольше времени на занятия с репетиторами. В роли которых часто выступают все те же школьные учителя.

— В сентябре к нам подошла классная руководительница и спросила, что мы думаем об экстернате, — рассказывает Альфия Захирова, мама выпускника. — Она предложила нам заниматься самостоятельно дома, а в школе только писать контрольные. Нас такой вариант устроил: ребенок собрался поступать в МГИМО, и времени на подготовку уходила уйма. В результате некоторые учителя приходили к нам домой и читали предметы в рамках программы бесплатно. Остальным пришлось доплачивать. В результате утро у сына уходило на репетиторов из вуза и курсы, во второй половине дня приходили школьные педагоги. Сначала все казалось нормально, но потом и «бесплатные» учителя стали намекать, что без дополнительных занятий ребенок не поступит.

По словам Альфии, такая целенаправленная подготовка вылилась в круглую сумму. Учительница истории брала 2100 рублей за два с половиной часа в неделю. Англичанка обошлась в 1400 за полтора часа. Всего на репетиторов уходило 15 тысяч в неделю с учетом занятий по русскому (2500 р.), математике (3000 р. за два занятия в неделю), немецкому (6000 за три часа).

— Это еще ничего, — смеется Альфия. — С марта истории стало в два раза больше — 17 100 р. в неделю, а уже перед самими экзаменами ребенок занимался русским два раза в неделю — 19 600 рублей. Это притом что он нормально учился до этого. Знали бы, во сколько это «домашнее обучение» выльется, не связывались бы.

Жаль, что с репетиторами нельзя рассчитаться сразу материнским капиталом. По сумме как раз подошел бы.

фото: Геннадий Черкасов

Как остаться на плаву во второй волне ЕГЭ

В первую волну ЕГЭ сдают выпускники текущего года. Затем, уже в июле, наступает очередь выпускников прошлых лет и учащихся колледжей. Поэтому спрос на репетиторов не падает и во время второй волны Единого экзамена. И здесь первенство среди репетиторов держат студенты:

— Во вторую волну писал русский, математику, биологию, — рассказывает абитуриент РГМУ Аркадий Котовских. — На всю Москву было несколько вузов, в которых проходила сдача ЕГЭ. Можно было записаться на экзамен в ГУ ВШЭ или Бауманку, а можно было и в какую-нибудь коммерческую шарашкину контору. Вот я такую и выбрал, и нашел студента-репетитора оттуда. За день до сдачи я знал всё: в какой аудитории смотреть за нами будут студенты, а в какой — преподаватели. Через своего репетитора я договорился с наблюдателями, внимания на меня не обращали. Правда, на остальных им тоже было наплевать — так что, может быть, тот парень просто присвоил мои деньги. Но сейчас в общем-то все равно.

Студент-репетитор — это настоящая находка для тех, кто пишет ЕГЭ в вузе. И речь идет даже не о знаниях, а о полезных знакомствах. Он знает, кто сидит в приемной комиссии и кто дежурит в аудиториях во время ЕГЭ. Он расскажет, в какой аудитории можно заранее спрятать шпаргалки, и возражают ли преподаватели против телефона. Одним словом — кладезь полезной информации.

— Я сдавал ЕГЭ в МИРЭА, — признается Дмитрий (фамилию молодой человек просит не упоминать). — Занимался со студентом-четверокурсником из этого вуза и попросил его пробить информацию о возможности списать. В результате писал в классической огромной аудитории, где парты уходят рядами вверх, и заметить факт списывания очень трудно. Кроме того, там сидели всего две женщины-преподавательницы, которые обсуждали что-то между собой и нами совершенно не интересовались.

Есть распространенное мнение, что задания ЕГЭ второй волны сложнее, чем первой. Кроме того, в первую волну попадают школьники, которые сдают экзамен в обязательном порядке. А это значит — помощь друг другу, КИМы из Владивостока, решение задач в онлайне и массовое списывание. Во вторую волну сдают те, кто целенаправленно идет в вуз, лишней конкуренции никто не хочет, а значит, каждый сам за себя. Поэтому за ними следят не так пристально.

— Я шла во вторую волну и в прошлом году, — говорит Ирина, абитуриентка МГПУ. — В тот раз, когда в первую волну куча народу списывала, контроль был тотальный. Девять наблюдателей на аудиторию в 50 человек. Пятеро сидели спереди, двое сзади, еще двое патрулировали проходы. В этом году занималась со студентами, они мне рассказали, как и где можно списать, сунули шпоры под парту — душевные ребята, одним словом. Но я и без этого обошлась, сама все написала.

Попадаются и совсем необычные предложения. Например, объявление в одной из соцсетей: «Отвлеку наблюдателей в вашей аудитории. Студент МАИ».

— А как ты это сделаешь? — поинтересовалась я у подателя объявления.

— Смотря на сколько, — пришел ответ. — Если минут на 20, то могу отправить наблюдателя за дополнительными бланками. Если нужно больше времени, то возможны варианты. В крайнем случае устроим небольшую эвакуацию по ложной тревоге.

— И сколько стоят твои услуги?

— Отвлечение препода — от 1000 рублей. Ну, и студентам-наблюдателям, как договоримся.

Не знаю, воспользовался ли кто-нибудь услугами предприимчивого студента, но, по слухам, списать в МАИ на второй волне можно было и так.

Репетиторы из вуза: вычисляем гения

Еще одна категория репетиторов, которая пользуется неизменным уважением, — это преподаватели вуза. К ним обращаются в том случае, если ребенок готовится к поступлению в топовый университет. Или нуждается в полноценных знаниях, а не в высоких баллах ЕГЭ. Правда, на каждого авторитетного преподавателя приходится по нескольку мошенников.

«На Едином государственном экзамене по физике или математике опытный математик — Репетитор Алексей Султанов Учитель помогает решать задачи егэ онлайн по mms, email, skype online. Срочное решение задач по математике и физике и иностранным языкам части С для поступления в МГТУ — Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана или МФТИ — Московский физико-технический институт (ФизТех)» — такое объявление (орфография сохранена) появляется в первых строчках поисковиков при поиске репетитора.

Сайт этого репетитора поражает воображение. Номер мобильника вписан в формулу-иллюстрацию. Схема расположения интерференционных полос и роденовский «Мыслитель» сливаются в общем экстазе. Фотография педагога достойна учебников для кагэбэшников: затемненное лицо в ореоле света. Сразу видно, нестандартный человек.

Это проявляется и в его многогранности: педагог готов помочь и с математикой, и с физикой, и с иностранными языками. С какими именно — не ясно. Возможно, со всеми сразу. Ну, это не проблема для человека, который якобы работает одновременно в Московском физико-техническом институте и Московском государственном лингвистическом университете.

— Вы правда преподаете на физтехе и в лингвистическом? — уточнила я при звонке.

— Конечно, — без запинки ответил Алексей. — Подтверждающие документы есть. Вам нужен репетитор?

— Не совсем, мне нужна онлайн-помощь на ЕГЭ по физике. Во вторую волну сдаю, знаете ли.

— Часть В — двадцать тысяч. Часть С, без последнего задания — еще двадцать.

Да, недешево обходятся услуги гения! Возможно, что хороший репетитор того стоит. Вот только странно, что преподаватель серьезных вузов согласился на такое примитивное мошенничество с ЕГЭ. Проверочные звонки в отделы кадров МФТИ и МГЛУ показали, что человек с таким ФИО в базе преподавателей не значится.

— Вы не первая звоните с таким вопросом, — «обрадовали» меня на физтехе. — Мошенники очень любят нашими педагогами прикидываться. Конкретно вашего нет ни в базе работающих, ни в базе уволенных.

Такого горе-репетитора можно вычислить еще проще. Достаточно посмотреть сайт университета и задать пару «проверочных» вопросов.

— А как там декан факультета русского языка? Я слышала, она строгая женщина? — спросила я между делом у Натальи Григорьевой, представившейся преподавательницей РУДН. Мадам обещала консультировать меня онлайн на ЕГЭ по русскому. Всего-то за 30 тысяч.

— Да ничего, не слишком строгая, — отмахнулась репетитор. — У меня с деканшей хорошие отношения, если соберетесь к нам поступать, замолвлю за вас словечко. В общем, девочки, если будем заниматься — и так поступите, с этим ихним ЕГЭ.

В общем, спрашивать было и необязательно — и так все ясно. Особенно, если учитывать, что глава этого факультета РУДН — мужчина, Владимир Якушев... За такие-то деньги можно было бы собрать полное досье на всех преподавателей вуза, с фотографиями и кличками домашних животных...

Выходит, найти подходящего репетитора не так-то и просто. С вузовскими преподавателями легко нарваться на мошенника. Студенты, скорее, научат «ловить халяву», а не решать уравнения. Да и школьные педагоги, за некоторым исключением, не всегда лучший вариант. Но если поправки в законе не будут приняты, то эти исключительные учителя могут уйти на «вольные хлеба». Что же тогда останется?



Партнеры