Суды будут открыты для прессы

Права журналистов на освещение процессов значительно расширят

Судебная система станет еще более открытой — журналистам станет легче получать информацию в судах и процессы будут закрывать строго по основаниям, указанным в законе. Такие выводы можно сделать по предварительному тексту постановления пленума Верховного суда, который оказался в распоряжении «МК». Постановление «Об открытости судопроизводства и доступе к информации о деятельности судов» будет принято в окончательной редакции на пленуме ВС РФ, который пройдет 17–18 декабря.

Права журналистов на освещение процессов значительно расширят

Большая часть постановления посвящена отношениям судов и СМИ. Таким образом, Верховный суд дает четкие рекомендации, как должны себя вести с журналистами представители пресс-служб судов, какую и в какой срок представлять информацию журналистам, на каких основаниях судьи могут объявлять процессы закрытыми.

Первым делом ВС разъясняет, что суд не имеет права не допустить журналиста на открытый процесс: «Учитывая, что присутствие представителей средств массовой информации в открытом судебном заседании в целях получения сведений по делу является законным способом поиска и получения информации, а также, что при осуществлении профессиональной деятельности журналист выполняет общественный долг... не допускается отказ в доступе в зал судебного заседания представителей средств массовой информации по мотиву их профессиональной принадлежности, по причине отсутствия у них аккредитации и (или) по иным дискриминационным основаниям». В то же время закрыть процесс суд имеет право только по основаниям, указанным в УПК, — если во время процесса будут оглашены «сведения, составляющие государственную тайну, тайну усыновления (удочерения), а также по другим делам, рассмотрение которых в закрытом судебном заседании предусмотрено федеральным законом». При этом если суд закрывает только часть процесса, то журналисты должны покинуть зал только на этой части судебного разбирательства. Далее, решение о закрытии процесса заносится в протокол. При этом журналисты, покидая зал судебных заседаний, имеют неоспоримое право проверить, все ли «лишние» люди покинули помещение.

В документе также говорится о том, что журналисты имеют право фиксировать ход судебного разбирательства в письменной форме, с помощью аудиозаписи, фотосъемки, видеозаписи, киносъемки, а также трансляции по радио и(или) телевидению. При этом уведомлять суд о том, что журналист будет делать записи в блокноте или на компьютере, а также записывать речь на диктофон, не нужно. Также без согласия суда в открытом заседании можно делать судебные зарисовки. Все остальные виды фиксации осуществляются с разрешения суда. Суду при этом «следует исходить из того, что такая фиксация может быть разрешена по любому делу, за исключением случаев, когда она может привести к нарушению законных прав и интересов участников процесса». Вместе с тем суд «не вправе их (иные формы фиксации процесса. — Д.Ф.) запретить только по причине субъективного и немотивированного нежелания участников процесса такой фиксации». Также в постановлении оговаривается, что полученные записи суд не имеет права «приватизировать» для приобщения к делу, а может только попросить у представителей СМИ в случае необходимости.

Немало места отведено в проекте и работе пресс-служб судов, на которые отныне возложены серьезные задачи. Это между тем не только обязательное информирование о предстоящих процессах, решениях судов, движении дела, работе судов. Пресс-секретари судов должны будут «проявлять инициативу в опубликовании или распространении иным способом в СМИ сведений о вступивших в законную силу судебных постановлениях по делам, которые приобрели общественный интерес... а также сведений об отмене или изменении судебных постановлений...», стараться проводить интернет–трансляции хода открытого судебного разбирательства и публиковать в СМИ отчеты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру