Минбез США не хочет рассказать об иммиграции Царнаевых

Честь мундира против свободы информации

Беженцы – откуда? Постоянные жители, а затем и граждане США – на каком основании? Есть масса вопросов в отношении семьи Царнаевых. Но чиновники не заинтересованы давать на них ответы. 

Честь мундира против свободы информации

Газета The Boston Globe раз за разом пытается получить от министерства внутренней безопасности США иммиграционные дела бостонских бомбистов Тамерлана и Джохара Царнаевых, а также данные о пересечениях ими границы США. И раз за разом минбез отвечает отказом, игнорируя ссылки газеты на Акт о свободе информации (АСИ).

Из этого закона, как водится, есть исключения – под их предлогом газете отказывают в предоставлении информации. Если верить чиновнику минбеза Джеймсу Холзеру, который отвечает за всё, что связано с АСИ, эта информация имеет отношение к криминальному расследованию, и «ее обнародование, как можно ожидать, помешает правоохранительным действиям». Как именно может помешать следственным и судебным действиям обнародование данных об иммиграции и въездах-выездах братьев Царнаевых в США, чиновник не уточняет. В этой связи The Boston Globe справедливо замечает, что трудно понять такую отговорку – особенно применительно к Тамерлану Царнаеву, которого уже нет в живых.

По мнению Тома Фиттона, президента общественной организации Judicial Watch («Правовой надзор»), министерство внутренней безопасности использует лазейку в законе и отказывается предоставить данные о братьев Царнаевых, чтобы избежать ответственности. Запрашиваемая газетой информация, подчеркивает г-н Фиттон, относится к той категории, которую обычно делают достоянием общественности в соответствии с АСИ. Минбез, видимо, пытается защитить честь мундира – то ли одного этого министерства, то ли и других федеральных ведомств (ЦРУ, ФБР и пр.), которые дружно «профукали» братьев-террористов.

Как минимум, логично предположить, что минбез пытается уйти от ответственности за свою служебную халатность. Ведь в структуре этого министерства – и Служба гражданства и иммиграции, и Департамент таможни и пограничной охраны, и даже специальная иммиграционно-таможенная полиция, призванная пресекать, депортировать и т.п. То есть все, кто должен был впускать или не впускать Царнаевых в США, давать или не давать им убежище, затем – статус постоянного жителя, затем – гражданство. И делать это, сверяясь с информацией, внесенной спецслужбами в федеральные базы данных.

Картина, однако, вырисовывается такая, что не сверялись, похоже, не только с межведомственными базами данных, но и со своими собственными инструкциями, правилами и действующим иммиграционным законодательством.

Первый и главный вопрос, который возникает в отношении семейства Царнаевых, – это их гражданство, государственная принадлежность до того, как они прибыли в Америку. На этот счет федеральные власти США молчат, как рыба. Будучи этническими чеченцами, Джохар и Тамерлан, по словам их дяди, живущего в штате Мэриленд, Руслана Царни, никогда не жили в Чечне. Российские источники (Russia Today, Ридус и др.) сообщали, что они родились в Киргизии и в 2001 году переехали в Дагестан, откуда уже в 2002 году выехали в США.

При этом, указывает CNN со ссылкой на РИА «Новости», ехали они через Турцию: туда въехали по паспортам Кыргызстана, оттуда выехали в США уже якобы с паспортами Турции. Турецкий министр внутренних дел Муаммер Гулер категорически отрицает турецкое гражданство Царнаевых, но подтверждает пребывание семьи в Турции в течение 10 дней. По его словам, они въехали в страну и выехали из нее по киргизским паспортам.

Тут масса неясностей и нестыковок, на которые и могли бы пролить свет иммиграционные и пограничные документы, касающиеся братьев Царнаевых.

Были ли Царнаевы киргизскими гражданами, когда им предоставили статус беженцев (что вряд ли, поскольку тогда они должны были находиться на территории Киргизии, дожидаясь этого статуса)? Или же им дали политическое убежище после въезда в США? По какой визе они сюда въехали? На каком основании им было предоставлено убежище? (Газета The Wall Street Journal писала, что отец, мать и младший сын Джохар прибыли в США в 2002 году, а старший, Тамерлан – в 2004-м. Любопытно, где он был эти два года?)

Далее. Если им давали убежище как гражданам не Кыргызстана, а России (как «преследуемым в России чеченцам»), то как они могли, в нарушение правил политического убежища, выезжать в ту страну, где их «преследовали», и возвращаться обратно в США? В таких случаях должны, по правилам, лишать убежища...

Тамерлан Царнаев провел полгода в России (в Дагестане). Он был не гражданином США, а постоянным жителем. Для таких лиц (обладателей гринкарты) действует правило: полгода из каждого года необходимо проводить в Америке, иначе могут лишить гринкарты. Сколько времени, с точностью до дня, провел Царнаев-старший за пределами США? Ну и, конечно, еще один вопрос: почему, когда он уезжал в Дагестан, «зазвонил звоночек», среагировав на его присутствие в одной из контртеррористических баз данных, а на обратном въезде никакого «звоночка» уже не было?

Есть еще масса других вопросов – о них «МК» уже не раз писал, – но многие из них относятся не к иммиграционно-пограничным чиновникам, а к спецслужбистам (почему они не реагировали на предупреждения России и Саудовской Аравии в отношении Тамерлана Царнаева и его матери Зубейдат и т.д.). Но даже если хотя бы одно ведомство – министерство внутренней безопасности – дало общественному глазу заглянуть в свои царнаевские бумаги, это помогло бы предотвратить новые роковые просчеты в будущем.

The Boston Globe пытается опротестовать отказ минбеза выполнять Акт о свободе информации. Остается пожелать коллегам удачи. 

Сюжет:

Теракт в Бостоне

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру