Голливуд знал о тотальной слежке еще до Сноудена

15 лет назад вышел пророческий фильм «Враг государства»

Тотальная электронная слежка? Голливуд знал о ней еще задолго до «свистуна» Эдварда Сноудена. Я имею в виду кинофильм «Враг государства», вышедший на экраны еще в 1998 году, то есть 15 лет назад. Когда печать сообщила о разоблачениях Сноудена, многие вспомнили об этой кинокартине, в которой главную роль травимого «врага государства» играл Уилл Смит. Собственно он и был Сноуденом. Еще до Сноудена, которого травил «Большой брат» — американская разведка.

15 лет назад вышел пророческий фильм «Враг государства»
Кадр из фильма "Враг государства"

Вот что рассказал об этом автор сценария фильма Дэвид Маркони: его нисколько не удивило, что жизнь повторила искусство, которое в свою очередь повторило жизнь.

Когда Лукас Фостер задумал фильм «Враг государства», он привлек Маркони в качестве сценариста. Он сказал, что хочет снять картину о парне, которого «добивают по-электронному». В кабинете Фостера висела афиша знаменитого хичкоковского фильма «К северу через северо-запад», где роль еще более древнего «Сноудена» играл легендарный Кэри Грант.

Маркони дал согласие на участие в предприятии и начал искать «злодея». Так он наткнулся на книгу Джеймса Бэмфорда «Дворец головоломок». В этой книге подробно рассказывалось о том, что делало и предпочитает делать американское Агентство национальной безопасности. (Замечу в скобках, что я первым отрецензировал эту книгу в еще советской печати. Но ни моя рецензия, ни даже сама книга впечатления почему-то не произвели. «Дворец головоломок» был переведен на русский язык.)

Маркони говорит, что книга Бэмфорда открыла ему глаза. Он понял, что АНБ это «огромный пылесос, засасывающий всех и вся». Он начал действовать почти сразу же после окончания Второй Мировой войны, что уже само по себе весьма показательно.

Маркони надеялся, что выход на экран «Врага государства» вызовет дебаты в американском обществе вокруг тотальной слежки, которой оно подверглось. Чтобы добиться такого эффекта, он понес свой сценарий знаменитому кинорежиссеру-леваку Оливеру Стоуну. Стоун клюнул на него. Он связался со студией «Диснея» и с продюсером Брукхаймером. Его мессидж гласил: «Это прекрасный материал для фильма о заговоре, и я очень хотел бы поставить его». К сожалению, Брукхаймер уже остановился на другом режиссере — Тони Скотте. Однако, по мнению Маркони, Скотт пропедалировал фактор увлекательности сюжета. Если бы за сценарий взялся Стоун, фильм получился бы политически более весомым.

Когда фильм вышел на экран, мало кто в Соединенных Штатах слышал о АНБ и тем более знал об его существовании и деятельности. «Когда я рассказывал людям об АНБ, они смотрели на меня как на человека, похищенного инопланетянами и только что возвращенного на Землю», — вспоминает с юмором Маркони. Люди не могли, не хотели поверить, что правительство их демократической страны занимается подобными делами. «Не может этого быть!» — такой, как правило, была их реакция. Но были и верящие. Были даже «свистуны». Об этом говорилось даже на Капитолии. (Имеется в виду работа комитета сенатора Черча, вскрывшего злоупотребления ЦРУ, в частности, перлюстрацию писем, поступавших из Восточной и Западной Германии.)

Пентагон, заинтересовавшийся фильмом, решил допросить сценариста. Его допрашивали агенты ЦРУ и АНБ. Они убеждали Маркони, что их цель это «защита родины». Делали они это «весьма профессионально». Они втолковывали сценаристу, что «виной» всему тяга людей к компьютерам. Она действует по самонарастающей по обе стороны. И вот на свет появляется 9/11 2001 года и вместе с ним бушевский закон «Патриотический акт», а вместе с ним АНБ еще глубже ввинчивается в тело страны.

Касаясь сложного вопроса об «обмене» прайвэси на безопасность, Маркони говорит, что Оруэлл в своем романе «1984» не мог себе представить компромисса людей с «Большим братом». Тем более Оруэлл не мог предсказать появление «Сноудена». Впрочем, при жизни Оруэлла еще не было даже Интернета. Сейчас выбор, по словам Маркони, таков: «или ты готов использовать все электронные социальные медиа и общаться с их помощью с друзьями, зная, к каким последствиям это может привести, или же ты поселяешься в первобытной хижине и начинаешь разводить овощи».

Маркони считает, что даже новые разоблачения, сделанные Сноуденом, не заставят американцев переселиться в «первобытные хижины», поскольку они примирились со слежкой, осуществляемой электронным «Большим братом». Хотя у него еще теплится надежда на то, что столь массированная информация заставит их всё же встряхнуться. Как сценарист, Маркони надеется, что Сноуден может «поддержать жизнь нарратива», тем более, что он не злодей и не шпион. Он просто человек, увидевший нечто, что он счел несправедливым и нечестным. «Я приветствую его за его смелость», — говорит Маркони. — И я уверен, что сейчас в Голливуде по меньшей мере двадцать сценаристов начали борьбу за права на историю Сноудена».

Маркони как в воду смотрел. А одна короткометражка даже уже вышла на экран. Дело здесь в другом. Не окажется ли фильм об одиссее Эдварда Сноудена и его разоблачениях столь же беспомощным в отношении влияния на американскую общественность, как и «Враг государства»?

Сюжет:

Эдвард Сноуден

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру