Как сделать из нормального водителя экстремала

Стараниями депутатов Мосгордумы автошколы начнут готовить аварийщиков. Причем за баснословные деньги

Без малого шесть месяцев понадобилось отечественным бюрократам на то, чтобы реформировать систему подготовки будущих водителей и переподготовки имеющихся. И хотя учить курсантов автошкол по-новому надо было, согласно ряду федеральных законов, уже с 5 ноября прошлого года, дай бог, чтобы процесс начался хотя бы в июне.

Стараниями депутатов Мосгордумы автошколы начнут готовить аварийщиков. Причем за баснословные деньги

Камнем преткновения, как уже не раз писали портал «АвтоВзгляд» и «МК», стали новые — прогрессивные — программы обучения курсантов. Против них широким фронтом выступили так называемые «серые» автошколы, которые, фактически не обучая будущих рулевых никаким дорожным премудростям, «за долю малую» выдавали гражданам справки-свидетельства о прохождении обучения. И отечественная бюрократическая машина чуть было не пошла у них на поводу. Но, слава богу, обошлось, и программы, оформленные как приказ министра образования, вот-вот будут зарегистрированы Минюстом. После чего, скорее всего, рынок покинут и «серые» школы, и просто, выражаясь языком чиновников Минэкономразвития, маленькие, поскольку документ, помимо всего прочего, предъявляет жесткие требования к материально-технической базе подобных образовательных учреждений (учебные классы, компьютеры, учебные автомобили, площадки и т.д.). Другими словами, останутся только те структуры, что смогут гарантировать качественное обучение. То есть, казалось бы, вопрос решен и уже можно начинать надеяться, что в обозримом будущем кривая аварийной статистики по так называемым начинающим водителям — со стажем до трех лет — резко пойдет вниз (сегодня по их вине происходит 16% ДТП).

Ан нет! Радея за повышение безопасности дорожного движения, некоторые государственные мужи хотят настолько ужесточить требования к автошколам, что ставят под сомнение само существование этого института. Так, депутаты Мосгордумы собираются выступить с законодательной инициативой, согласно которой школы будут штрафовать, если любой их выпускник в течение полугода дважды попадет в аварию. При этом сроки обучения инициативные товарищи планируют увеличить до полугода и включить в них обучение экстремальному вождению.

Оставим пока за скобками цену вопроса, хотя если, не дай бог, прожект станет явью, она для той же Москвы вырастет минимум в два (если просто учиться в два раза дольше), а максимум — в три-четыре (если в программы войдет «экстремалка») раза. В абсолютных цифрах — от 70 000 до 140 000 рубликов. И хотя для большинства кандидатов в водители подобная сумма будет означать в том числе и запрет на профессию, не это главное. Порочен в первую очередь посыл, что молодому-необстрелянному рулевому изначально будут прививать не важнейшие первоначальные умения и навыки безаварийной езды, а сразу «высшую школу» водительского мастерства. И это при том, что любой инструктор контраварийной (именно контраварийной, а не экстремальной) подготовки с ходу скажет, что ее надо проходить, только имея хороший опыт управления автомобилем. Иначе в голове новичка даже помимо его воли возникнет уверенность (а она и без того возникает к концу первого года самостоятельной езды — отсюда и печальная статистика), что круче него на дороге может быть только Льюис Хэмилтон, да и то с ним можно поспорить. Между тем в Европах, на которые ссылаются в гордуме, учат, грубо говоря, не тому, как выйти из заноса, а как не войти в него — почувствуйте разницу. К тому же процесс обучения должен проходить на специальных автодромах, а в столице даже нет земли для строительства хотя бы одного полноценного автоматизированного автодрома для начального обучения — вот бы где местным депутатам развернуться, выбив для автошкол и приличные (в смысле размеров и транспортной доступности) площадки, и разумные арендные ставки. Хотя, конечно, штрафовать проще. Да, а за что все-таки штрафовать?

Вот, например, сел вчерашний курсант за руль в пьяном виде и снес автобусную остановку. Или, пусть и тверезый, выкатил на встречку и в лобовой атаке угробил целую семью. Да и просто повернул по запрещающий знак и принял в бочину другой автомобиль. Автошкола виновата? Или ГИБДД? Но ведь и на внутренних экзаменах в первой, и на «выпускных» во второй человек доказал, что знает ПДД и обязуется их выполнять, в чем и расписался, получая «права». А следуя депутатской логике, можно штрафовать все вузы страны, если выпущенный ими специалист нанес в процессе работы по полученной профессии вред кому-либо или чему-либо. Поставил интерн не тот диагноз — раскошеливается Первый мед им. Сеченова. Молодая учительница ударила линейкой школяра — платит московский пед (бывш. им. Ленина)… А почему бы и общеобразовательные школы не наказывать за то, что и их выпускники и еще учащиеся грабят, насилуют, убивают?

И, наконец, где были господа из Мосгордумы, когда в муках рождались пресловутые программы обучения водителей? Ведь именно в них должно быть прописано (и согласовано с Минобром, Минтрансом, Минздравом, МВД, Минэкономразвития и даже Минтрудом) все то, о чем сейчас спохватился законодатель. Или это просто предвыборный пиар на модной теме?

МЕЖДУ ТЕМ

После того как Минюст зарегистрирует новые программы обучения водителей, автошколы смогут наконец обучать подростков (с 16 лет) на «права» категории «М» (скутеры и мопеды) и «А1» (легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров), а блондинок учить ездить на машинах с автоматической трансмиссией. Заработают и новые для россиян категории и подкатегории — «В1» (квадроциклы и трициклы), «С1» (грузовики, максимальная масса которых не превышает 7,5 т), «D1» (автобусы, в которых не более 16 посадочных мест), «С1Е» (грузовики категории «С1» с прицепом, максимальная масса которого более 750 кг) и «D1Е» (микроавтобус с таким же тяжелым прицепом).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру