Русские школьники стали носителями «албанского языка»

17% наших пятиклассников не усваивают русского языка даже на базовом уровне

24 июня 2014 в 17:39, просмотров: 5036

Нынешние результаты ЕГЭ по русскому языку закономерны, ибо отражают катастрофическое состояние с изучением отечественной словесности в школе, заявили участники слушаний, прошедших во вторник в Общественной палате 24 июня. Первоочередная задача, подчеркнули они, донести реальное положение дел до руководства страны, а следующая – принять срочные меры по исправлению положения.

Русские школьники стали носителями «албанского языка»
фото: Наталья Мущинкина

На самом деле, ЕГЭ – лишь верхушка айсберга. Этим летом российские дети впервые закончили младшую школу по новому образовательному стандарту. - И, как оказалось, в среднем по России 17%, а по Москве – 15% пятиклассников не усваивают программу по русскому языку на базовом уровне, - подвела неутешительный итог зампред комиссии Общественной палаты по образованию Любовь Духанина.- У 60% детей – проблемы с звуко-буквенным анализом, из-за чего уже к концу младшей школы у них формируется базовая неграмотность, которая в старших классах перерастает в неграмотность функциональную. Отсюда и наши результаты ЕГЭ. А как следствие – катастрофическое снижение планки минимального порога.

Впрочем, результат этот закономерен. Наши дети, по словам словесников, превратились из носителей русского языка в билингвистичных, предпочитая языку Пушкина и Толстого «албанский», на котором они и общаются в Интернете. Многие уже не в состоянии прочесть и понять написанные по-русски экзаменационные вопросы. В этом отношении «мы достигли дна, - констатировали филологи. - Старшеклассники уже потеряны. Но младший и средний школьный возраст еще можно спасти и научить читать. Надо только, чтобы руководство поняло, что сложившаяся ситуация – катастрофа и проблема государственного масштаба».

Не лучше, по их мнению, обстоит дело и с учителями-словесниками. Их средний возраст по стране – 55 лет. А новых специалистов не выпускают: реформируемые педвузы штампуют безликих бакалавров, сократив блок предметных дисциплин до пяти и практически разогнав кафедры методики преподавания. Чему, спрашивается, может научить такой словесник, даже если после вуза он и придет в школу?!

В этой связи первоочередной мерой реформы школьного образования в области русского языка и литературы в Общественной палате называют целенаправленную подготовку учителей предметов этого цикла. Что же касается ситуации в школах, то начинать, по мнению специалистов, надо с внесения поправки к закону, разделяющей предмет «Русский язык и литература» в новом образовательном стандарте на самостоятельные «Русский язык» и «Литературу» с изучением на базовом или углубленном уровне. А вслед за тем – восстановить изучение этих предметов в 9-м-11-м классах на уровне 2004 года: «Литература» - не менее 3 часов в неделю и «Русский язык» - не менее 2-х на базовом уровне.

- В конце концов, «в советской школе в старших классах было 4 часа в неделю, и это не мешало советской инженерной школе занимать достойное место в мире, - напомнил представитель Санкт-Петербургского отделения Ассоциации учителей русского языка и литературы Сергей Федоров. В любом случае, единственный час в неделю, отведенный на словесность в 11-м классе сегодня, не дает ничего – лучше уж его отменить вовсе, чтобы разгрузить детей.

Отдельными поправками надо регламентировать изучения русского и литературы ребятами, которые живут в России, но русский для них не родной. При этом надо немедленно отказаться от рейтингования школ по результатам ЕГЭ и ГИА по русскому языку. Рейтинговать надо не по этому признаку, а по деятельности школы, направленной на поддержку и продвижение русского языка, литературы и чтения, формирования российской идентичности и общего кода отечественной культуры.

Что ответит на это «руководство страны», несложно предсказать. Присутствовавший на заседании в Общественной палате председатель федеральной предметной комиссии по литературе Сергей Зинин сообщил о неожиданном решении президента отозвать порадовавший образовательное сообщество указ о восстановлении в Федеральном образовательном стандарте содержательной части: «Между тем, нет содержания – нет и предмета», - развел руками он. А глава комиссии по русскому языку Ирина

Цыбулько и вовсе заверила, что «никакой катастрофы со сдачей ЕГЭ в 2014 году не было. Было политическое решение. А результаты 2014 года полностью сопоставимы с прежними: число 100-балльников не изменилось, высокобалльников даже стало больше, да и двоечники качественно изменились. Свои работы на этот раз они писали сами, а многие даже приступили к решению части С».

Законодатели также готовят совсем не те поправки к законам, что предлагают в Общественной палате. «Решение всех проблем,- заявила депутат Госдумы Ирина Яровая,- в том, чтобы три предмета – русский язык, литература и отечественная история были общими для всех школьников. Пора прекращать лукавые либеральные суждения о вариативности! Мы подготовили законопроект об обязательных единых базовых учебниках по этим предметам». Одновременно, уточнила она «МК», «мы предлагаем педагогам обсудить идею пересмотра системы итоговой аттестации по этим дисциплинам, добавив к ней в том или ином объеме устную часть». Правда, такого законопроекта пока нет.



Партнеры