Детский сад или кормушка для взрослых?

В Счетной палате убеждены: регионы намеренно скрывают стоимость одного детсадовского места

04.09.2014 в 15:06, просмотров: 7025

Государство тратит немереные деньги на ликвидацию очередей в детсады, но те не исчезают, а лишь растут. Разгадка этого феномена, как явствует из оказавшегося в распоряжении «МК» заключения Счетной палаты, проста. В умелых руках строительство и ремонт детских садов превращается в черную дыру, где бесследно исчезают бюджетные средства.

Детский сад или кормушка для взрослых?
фото: Геннадий Черкасов

К началу нового учебного года коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела подготовленный экспертами «Анализ стоимости ввода в 2013 году одного места в дошкольных образовательных организациях за счет капитального ремонта, реконструкции или строительства, а также причин превышения указанной стоимости, установленной соглашениями, заключенными между Минобрнауки России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования». И что же оказалось?

На модернизацию дошкольного образования в стране в 2013-2014 году было выделено 100 млрд рублей, что позволило создать более 400 тыс. дополнительных детсадовских мест. Но так как регионы бегут от четкого закрепления в законе стоимости одного места, как черт от ладана, процесс, как правило, идет с существенным перерасходом. А, значит, строят намного меньше, чем могли бы.

Так, в 23 регионах, уточнил аудитор Александр Филипенко, стоимость создания одного места согласно региональным отчетам превышает стоимость, установленную в соглашениях практически в разы: «Так, например, в Московской области согласно отчету об осуществлении расходов фактическая стоимость создания одного места - 957,9 тыс. рублей, при плановом значении, установленном в соглашении – 124,1 тыс. рублей, в Республике Ингушетия – 815,6 тыс. рублей при плановом значении – 56,9 тыс. рублей, в Ярославской области – 682,3 тыс. рублей против 314,4 тыс. рублей».

Хуже того. Аудиторы Счетной палаты с изумлением обнаружили, что «в ряде регионов создание одного места за счет реконструкции, капитального ремонта, пристроя и приобретения значительно более затратное, чем новое строительство». И это никого кроме Счетной палаты не смущает: местные власти с энтузиазмом продолжают «реконструкции», «капремонты», «пристрои» и «приобретения».

Любопытно также, что в 24 регионах по сравнению с прошлым годом одно место в детском саду подорожало в нынешнем более чем на 10% - например, в Новгородской, Саратовской и Ульяновской областях, в Мордовии и Ингушетии. Между тем, в 11 других территориях стоимость одного места в дошкольной образовательной организации более чем на 10% снизилась. И теперь «стоимость места за счет одной и той же формы создания в различных субъектах может различаться в пять и более раз»,- констатировал Филипенко.

Аудитор не сомневается: «Это свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Минобрнауки России». Стоит ли удивляться, что очередь в детские сады не рассасывается, а в ряде регионов «доступность дошкольного образования составляет менее 80%, а охват детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составляет 43,47%»? «Модернизации дошкольного образования мешает отсутствие должного контроля и координации со стороны федеральных органов исполнительной власти», - делают вывод в Счетной палате.

В Минобрнауки, разъяснили «МК» в пресс-службе ведомства, придерживаются другой точки зрения: «При подписании соглашений между министерством и регионами максимальная стоимость одного места рассчитывалась на основе письма Госстроя (№ 3145-БМ/12/ГС) Однако этот расчет касается строительства детских садов на 150 мест, каковых в России лишь 30%, да и тот не учитывает стоимость подключения к коммуникационным сетям, строительство наружных инженерных сетей и сооружений, затраты на транспортную удаленность, снос жилых построек и выплаты компенсаций за них, затраты, связанные с землеотведением и т.п.».

Таким образом, заверяют в ведомстве, «основной причиной превышения стоимости создания одного места в дошкольных образовательных организациях в указанных регионах является включение затрат, не учитываемых письмом Госстроя России в общую стоимость вводимого объекта. Есть и частные причины, вызвавшие дополнительные расходы: например, землетрясение в Республике Алтай или наводнение в Амурской области».

Есть и еще один важный нюанс, подчеркивают в Минобрнауки: «Все все расходы на местах сверх установленной стоимости одного места в дошкольных образовательных организациях оплачены не из федерального, а из региональных или муниципальных бюджетов, а сама стоимость ввода одного места в дошкольных образовательных организациях за счет капитального ремонта и реконструкции нормативными правовыми актами федерального уровня не регламентирована».



Партнеры