Право родителя без боя не дается

Олег Смолин: «То, что делается с комплексами в Москве, исходит не из интересов образования, а из интересов финансовой экономии»

07.09.2014 в 17:45, просмотров: 3316

Как говорил маркиз де Лафайет: «Каждый народ становится свободным, когда он действительно того пожелает». Но это, конечно, очень непросто. По мнению депутата ГД РФ, первого заместителя председателя Комитета по образованию Олега Смолина, родители, которые считают, что ситуация с образованием их ребенка неблагополучна, должны встретиться со своим депутатом и сказать ему: господин или товарищ, если ты будешь голосовать за эти безобразия, тебе больше депутатом быть не светит никогда. Что больше всего не нравится родителям и могут ли они влиять на ситуацию?

Право родителя без боя не дается

— Родители как часть народа могут все или почти все, — уверен Олег Смолин. — Нужно только как следует захотеть. Кроме того, я знаю несколько случаев, когда родители добивались своего и через Интернет, и привлекая к проблемам прессу.

— Сколько уж родители боролись против образовательных холдингов — а объединение школ все идет и идет...

— С чем связано развитие холдингов в Москве: наиболее правдоподобная версия озвучивается нашими коллегами из исполнительной власти только в частных разговорах, не публично. Она примерно следующая: когда кончатся деньги, тогда вы поймете, для чего это делается. Когда создается большой комплекс, появляются возможности уплотнения и финансовой экономии. А что касается замены директоров при объединении в комплексы, мы неоднократно обсуждали эту тему с Исааком Калиной, и он мне говорил, что у нас все делается только с согласия попечительских или управляющих советов. Нет бумаги от управляющего совета, мы не реформируем, не объединяем школы, не меняем их директоров. Я встречаюсь в очередной раз с родителями и говорю: а как же — вы же сами приняли решение. А они мне объясняют: мы один раз приняли решение не объединяться, директора сняли и сказали, что он не умеет с нами работать. Во второй раз приняли решение не объединяться — директора сняли и сказали, что он не умеет с нами работать. На следующий раз управляющий совет от страха, что будет директор какой-нибудь совсем ужасный, согласился на объединение, то есть по доброй воле есть скипидар...

— А каково ваше отношение к крупным комплексам?

— Нет доказательств, что эти комплексы дают детям более качественное образование. Более того, многие специалисты уверены, что педагогический коллектив существует до тех пор, пока директор школы знает в лицо каждого ребенка и каждого учителя. То, что делается с комплексами в Москве, — это преднамеренное действие, которое исходит не из интересов образования, а из интересов финансовой экономии, а именно высвобождения имущества. То, что при этом могут пострадать дети, студенты, родители, учителя и т.д., мало кого волнует. Считается, что всегда можно доказать, что это делается для нашего же блага.

— Между тем сегодня даже в сравнительно небольших школах учителя вынуждены заниматься больше бумажной отчетностью, чем детьми.

— Российская система управления образованием страшно забюрократизирована — и это одна из главных бед. Посмотрите — российский Закон «Об образовании» 1992 года был вчетверо меньше, чем современный. Попытка зарегулировать все отношения в системе образования приводит к умерщвлению образования. Мой друг, директор школы из Омска, говорит, что в советское время бумаг было в 100 раз меньше, чем сейчас. Сейчас столько бумаг, что учителям абсолютно некогда заниматься детьми.

МЕЖДУ ТЕМ

Руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина считает создание образовательных комплексов благом:

— Объединение школ позволит ученикам получать все образовательные услуги в одном месте. В том числе в таких комплексах будет и дошкольное образование. У учителей появляется полноценная нагрузка, чего не было в маленьких школах. Ресурсы крупных образовательных комплексов позволяют подавляющему большинству московских школ преподавать любой предмет на необходимом школьникам уровне и вести любую профилизацию.

Объединение школ проводится на основании решения трудового коллектива, согласованного с родительской общественностью. Особое внимание уделяется объединению школ по их территориальному месторасположению и шаговой доступности в отношении друг друга, но при аргументированном описании целесообразности рассматривается и объединение школ на удаленном расстоянии друг от друга. 



Партнеры