Продавцам плюшевых хомячков и исполнителям патриотических песен санкции нипочем

Вагончик тронется, навар останется

Ударим торговлей в подмосковных электричках по западным санкциям! Нет работы, не платят зарплату — иди по вагонам, продавай всякую фигню. Без хлеба не останешься… В этом убедился наш корреспондент, сделавший вместе с коробейниками не один рейс по южному направлению с Курского вокзала до Чехова и обратно.

Примерно год не ездил электричкой и просто опешил. Вагоны распирало от розничных торговцев. В один и тот же одновременно приходили и два, и три коробейника. Шум, гам, усиленный микрофонами, рекламный тарарам. И раньше продавали, но не так бойко. Оказался на каком-то торжище-подиуме.

Вагончик тронется, навар останется

— Гелиевые ручки!..

— Плюшевые хомячки, игрушки-повторюшки…

— Натуральная крымская лаванда…

— Хозяйственные ножи с зубчиками и без…

— Универсальные зарядные устройства…

— Женские носки…

— Зубные щетки…

— Контейнер для уничтожения насекомых…

Что еще у них там? Носовые платки, зонтики, вакуумные настенные крючки, лунные календари садоводов и огородников, овощечистки, дамские журналы, сумки-кошельки. Разумеется, если верить железнодорожным купцам, все супердешевое и супернеобходимое.

А еще время от времени для нас играли на гитаре, пели… Веселись или хмурься (в зависимости от настроения), пассажир, по полной. И все это передо мной прошло, пробежало, прогремело не за неделю, не за месяц, а за какие-то полтора часа дороги от Чехова до Москвы. В чем-то похоже, если кто знает, на пляжи в индийском Гоа. Легко прикинуть: одна электричка давала работу примерно полусотне человек.

 

Почему торгуют в вагоне, а не на рынке? Почему предлагают то, а не другое, куда смотрит (если смотрит) милиция и контролеры? Зачем вся эта морока? И кто они вообще — такие-сякие коробейники а-ля рус?

Познакомился с продавцом мочалок. Назвался тот Серегой. Мы вышли в Подольске, и мочалоначальник на холодной платформе поведал второпях свою торговую сагу…

ОБАМЕ И НЕ СНИЛОСЬ

Мой собеседник ушел с третьего курса Гнесинки, когда жена родила сына и стало нечем платить за квартиру. Это было в конце 80-х. С отцом-инвалидом стали поначалу делать фотокопии схем метро в Москве, гороскопы, расписания электричек. Потом распечатывали фотографии модных групп — «Квин», «Металлика»… Все это тогда шло, сам помню, на ура.

— Продавал, — вспоминает Сергей, — в подземном переходе на Арбате. Тогда за день можно было сделать 2–3 зарплаты. Но в тоннеле особо не развернешься. Пошел торговать на Рижский рынок. Там стол, там товар есть где разложить. Занялся шелкографией, стал переводные картинки для детей делать, а взрослым — пивные знаки. С женой тогда уже развелся, познакомился с девушкой из Литвы. Уехал к ней под Ригу — своя ферма, четыре коровы. Днем косил, навоз разбрасывал, а вечерами играл на фортепиано, стоял инструмент в комнате. Через пять лет разошлись, вернулся в Москву… Чего-то не хватало. А не хватало электричек…

— Первый опыт «железки» в 1997-м, — вспоминает ас торговли под стук колес, — на Белорусском направлении. Продавал портативные швейные машинки. Спрос на них был ажиотажный. Делала мечту портних наша «оборонка» в Нижнем Новгороде. И забирал я товар прямо с завода, «КамАЗ» заказывал — и в Москву. Упаковка для швейного чуда — как ящики с патронами.

— А чем же электричка хороша?

— Да хотя бы потому, что столько потребителей едет… Всегда тепло, сухо и за аренду не платишь. Особенно хорошо торгуется перед праздниками, тогда народ щедрый.

…Потом у Сереги был на какое-то время опять подземный переход. На «Беговой». Теперь он предлагал меховых зайчиков, тигрят, кошечек… А рядом узбечка Махиня продавала полотенца.

— Узнал я от нее, — продолжает Серега, косясь на проходящий мимо по платформе милицейский патруль, — что у нее дома на огороде натуральные мочалки растут. Предложил: «А давай в электричках ими торговать?!» — «Давай!». Махиня привозила, а я выбивал, отбеливал, распаривал. На каждой мочалке наваривали от 25 до 80 рублей. С 2006-го так этим и занимаемся. Удобно — мочалки легкие, компактные. В баул входит, если как следует умять, до сорока штук. Для многочасовой ходьбы по вагонам это важно. Потом японские мочалки стали на фирме брать. Они меньше шампуня требуют, и грибок в них не заводится. Сохнут моментально. Покупали по 150 рублей, продавали по 300. А когда гиперсети торговые появились, заработок раза в два упал. И кризис нынешний дает о себе знать. Иной раз в электричке только две мочалки и продашь. А иногда — стадный инстинкт — пассажиры как мухи налетают. Но тридцать тысяч рублей — это мой минимум.

— Не надоело — столько лет одно и то же? По замшелой формуле Карла Маркса: товар-деньги-товар. А мог бы музыкантом стать…

— Да, тяготит иногда. Двери, вагоны, платформы. Как перекати-поле. Одна суета. И говоришь одно и то же. С утра до вечера. Круглый год. Электричек десять за день. И так уже восемнадцать лет. Четыре-пять раз в неделю. Ментам отстегивай, хулиганов терпи, пьяниц избегай... Хорошо, я человек выдержанный. Но когда в электричку вошел, надо работать, уже не до сантиментов. А совсем надоело, могу и не поехать, дома посидеть. Я ж не в офисе. Свобода.

— А как же пенсия?

— Будет мне пенсия. Я зарегистрировал индивидуальное предприятие, плачу налоги… Кстати, приобрел единую транспортную карту. Как заяц по вагонам не бегаю…

— Говорят, работы нет, — размышляет, как настоящий патриот, Серега, — поэтому, мол, и пьют. Е-рун-да. Вот она, ЭЛЕКТРИЧКА…

ПО ВАГОНАМ С ПУТИНЫМ

Сергей Мустаев, сценический (то бишь вагонный) псевдоним Елабуга, поет в вагонах свои песни. Военные, патриотические. Про Крым, например. Про Путина. И предлагает купить свое творчество — кассеты по 150 «рэ» штука.

— Я весь свой Татарстан с концертами проехал. Играл и в оркестре на трубе. Решил расширить аудиторию, перебрался в столицу, в Зеленограде «двушку» снимаю… Вот этот ящик на колесиках — усилитель 30-ваттный с колонками. Есть и помощнее «комбики», но тогда голос заглушается… Лучше зимой выступать, — делится профессиональными секретами бард на «чугунке», — чем летом. В жару окна в вагоне открывают — шум. Надорвешься петь. А горло — это мое все. Я тут на днях простудился, охрип, голос потерял — и никаких доходов. А надо семью обеспечивать. Светлана моя не работает, а сыну Ростиславу — тринадцать.

— Какие дороги самые музыкальные?

— От Москвы до Чехова мне ездить нравится. Нормально платят. Рижское направление — фигня. Народу мало. Самая щедрая — Ленинградка.

— Ты ходишь по вагонам и фактически клянчишь, как побирушка… Эдакая горемыка с ящиком.

— Это ты брось. Я пою. И не халтурю. Поэтому вагонных конкурентов-певцов особо не боюсь. Слабаки они, как правило, рядом со мной. Берут ваттами, шумом… Электричка — это мой концертный зал, а пассажиры — слушатели. Кстати, в свое время был у меня выбор: стать музыкантом или уйти в строительный бизнес. Имелась своя фирма. Ты понимаешь, что я предпочел… Сейчас из-за кризиса посложнее: покупателей, вагонных «меценатов» меньше. Но в среднем полтысячи на одной электричке я имею. Семь–десять поездок в день… В месяц не меньше сорока–пятидесяти «штук» получается. А в один День Победы тысяч двадцать нахаживаю. Да по-любому прорвемся…

Сергей Мустаев, творческий псевдоним — «Елабуга».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26792 от 18 апреля 2015

Заголовок в газете: Вагончик тронется, навар останется

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру