Топ самых распространенных способов обмана покупателей в российских магазинах

Клиент всегда враг

7 июля 2015 в 18:57, просмотров: 139002

Цены в российских магазинах растут как на дрожжах. По данным социологических опросов, сегодня многие покупатели стали относиться к выбору продуктов гораздо внимательнее. Присматривают что подешевле, тщательно следят за ценниками, акциями и скидками. 

В свою очередь магазины прибыль терять не хотят. Поэтому торговцы придумывают самые изощренные методы обмана наивных клиентов. 

И в последнее время, как свидетельствуют наши читатели, в этих вопросах продавцы перестали чувствовать меру.

Как не стать жертвой алчности торговцев? Какие методы обмана доверчивых покупателей особенно популярны сегодня? С помощью экспертов мы составили рейтинг «топовых» способов нечестного отъема денег продавцами у покупателей.

Топ самых распространенных способов обмана покупателей в российских магазинах
фото: Наталья Мущинкина

122 баночки кукурузы

Ирина С. до последнего времени была постоянной покупательницей супермаркета на улице Щербаковская. И если еще год назад она смело накладывала в сумку все, что ей приглянется, а потом оплачивала покупки на кассе (никогда не проверяя чека), то в последнее время стала считать. И сразу же обнаружила, как жестоко ее обманывают.

Первый раз она списала это на случайность, невнимательность сотрудников. Положила в корзинку авокадо по 39 рублей, а на кассе ей их пробили по 69 целковых. Когда Ирина возмутилась, продавщица начала объяснять, что имелись в виду совсем другие авокадо. Тогда покупательница не поленилась и отвела кассиршу к прилавку, где никаких других авокадо не было (как не было и других ценников), сотрудница магазина ничуть не смутилась: «Не хотите — не берите. Мы вас не заставляем».

Однако в следующий приход в тот же магазин все повторилось — правда, уже не с авокадо, а с гречкой, которая продавалась якобы по акции по 46 рублей. Когда оказалось, что в чеке цена на гречу составляла уже 74 рубля, покупательнице вежливо предложили подождать администратора, который все устроит. То есть поможет приобрести товар по акции. Когда через 25 минут администратор так и не явился, покупательница плюнула на все и ушла. Насовсем — больше в тот магазин она не заходит.

...Еще одна москвичка, Надежда (кстати, юрист), стала жертвой известного магазина оптовой торговли. По традиции она набрала целую тележку еды на пару недель вперед и расплатилась банковской картой. А когда увидела в чеке, какую сумму у нее сняли, ее глаза полезли на лоб — обсчет составил более 5 тысяч рублей. Откуда? Оказалось, ей пробили не одну упаковку сладкой кукурузы, как она взяла, а... 122.

Разбирательство с администрацией заняло больше трех (!) часов. Сотрудники магазина настойчиво предлагали Надежде вернуть ей весь товар по чеку либо несуществующую кукурузу, отказываясь при этом предоставлять хоть какой-то документ в подтверждение возврата денег. «Вот и представьте — я в следующий раз приду требовать деньги, а они мне скажут: «А вы кто вообще? Какой еще горошек?» В итоге акт о произошедшем мне дали лишь после того, как я вызвала наряд милиции. Деньги, кстати, обещали вернуть на карту в течение трех дней, но вернули только через три месяца», — рассказывает Надежда.

Россияне жертвуют обманщикам 15% бюджета на продукты

Таких пострадавших, как эти москвички, сегодня тысячи. И далеко не все подозревают, что их постоянно, по кусочку, по рублику обкрадывают.

Как рассказывает председатель Объединения потребителей России Алексей Корягин, со времен социалистической торговли принципиально мало что изменилось: «Торговая классика — обвес и обсчет — все так же популярна».

Обвес давно стал нормой для работников прилавка. И покупатель часто даже не задумывается, доверяя той информации, которая указана на этикетке, не говоря уже о том, что торговые весы остаются излюбленным механизмом манипуляции для опытных продавцов. «При этом вам говорят ключевую фразу: «Ничего, если немного больше?» Нет, это не просто безобидный маркетинговый приемчик продать вам немного больше (не откажетесь же от 50–100 граммов), а хорошо обкатанный психологический прием, отвлекающий внимание покупателя от веса товара», — говорит Корягин.

Мониторинг Объединения потребителей России свидетельствует, что из-за обманов продавцов рядовой потребитель теряет около 15% (!) средств семейного бюджета, выделяемых на продукты и услуги. Сегодня помимо «классики» появились и новые технологии обмана потребителей, которые успешно внедряются в ежедневную торговую практику. Одно из них — как раз тот самый метод обмана, с которым столкнулась наша читательница Ирина. «В супермаркетах нередко используется прием изменения цены товара в момент его оплаты на кассе. В зале на ценнике стоит одна цена, а на кассе — другая. Это обман потребителя, причем умышленный. Случайность? Нет, конечно. Вас будут уверять, что не успели «перебить» ценник, но в действительности тут расчет, что покупатель не обратит на такую мелочь внимания. Кстати, этот способ — отечественное ноу-хау, например, в Англии о таком маркетинге даже не слышали», — рассказывает наш эксперт.

Двойная, тройная пробивка товара на кассе (а в случае с нашей читательницей Надеждой — многократная) — тоже один из стандартных методов обмана. Так можно легко накрутить лишнюю сотню-другую даже на одном чеке. «Не задумывались? Не обращали внимания? А вы попробуйте брать и проверять чеки. Например, в том же магазине оптовой торговли чеки покупателю выдают только после оплаты. Гарантирую, что максимум на пятой покупке вас постараются обмануть, особенно если вы будете отвлекаться на общение с ребенком, подругой, говорить по мобильному телефону или просто стоять с отстраненным видом. Кажется, ну какую выгоду здесь может извлечь сам кассир? Не вынет же он деньги из кассы. Верно, в карман себе ему положить затруднительно, но основная причина такого мелкого мошенничества со стороны кассира в следующем. Обманывать покупателей весь персонал учит и фактически заставляет руководство магазина и всей сетью. Дело в том, что в любом магазине воруют — как покупатели, так и нечистые на руку сотрудники самого магазина. Воровство наносит убыток владельцам. Вот менеджмент и старается компенсировать такие убытки любым способом. Хотите, мол, сами из своего кармана платите, раз не видите, что у вас под носом уносят, а хотите — покупателей раскручивайте. А кто там воровал, руководству не так и важно, еще можно и на обед себе напробивать йогуртов, молока и чего получится. Эти суровые законы торговли постепенно превращают даже самого честного продавца в обманщика», — говорит Корягин.

Сегодня сетевики стали действовать еще прямолинейнее — просто не указывают цену на отвесах товара, например на сыре. Хотя по закону должны. Но мало кто такой кусок из-за его стоимости выложит из своей корзины и не станет оплачивать — скорее махнут рукой и купят, заплатив столько, сколько скажет кассир.

фото: Наталья Мущинкина

Рейтинг нарушений прав потребителей

Помимо перечисленных новшеств существуют и другие способы обмана, испытанные в торговле и у производителей, — заморозка продуктов с использованием влагоудерживающих добавок или просто с большим количеством воды; переоформление сроков годности; замена данных производителей; выдача одного продукта низкой ценовой категории за более дорогой (очень часто такое прокручивают с рыбой).

По итогам мониторинга российских торговых предприятий, который проводился с июля 2013 года по май 2015 года в 73 субъектах РФ в рамках проекта «Знак качества», был составлен перечень наиболее распространенных нарушений прав потребителей. Как рассказывает Наталия Старостина, руководитель федерального экспертно-правового бюро проекта, на первое место вышла «реализация товаров без предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о товаре, обеспечивающей возможность его правильного выбора».

— Как правило, не предоставляется информация о дате изготовления и сроке годности (на товары, изготавливаемые в месте продажи, — кондитерские изделия, выпечку, куры гриль; иногда и на товары, фасованные изготовителем), о составе продукции и его пищевой ценности, о противопоказаниях к употреблению, о цене отвеса товара, о стране произрастания (овощи и фрукты), об изготовителе (импортере), — рассказывает Старостина.

На второе место вышла «реализация пищевой продукции с истекшими сроками годности или с признаками порчи». Чаще всего покупателям впаривают просроченные молоко и молочную продукцию, мясо и мясные изделия, готовую продукцию из мяса и рыбы, салаты, кондитерские изделия и детское питание.

На третьем месте оказалось «непредоставление по требованию потребителя товаросопроводительной документации на реализуемые товары». Имеются в виду не товарные накладные, которые дают охотно, а сертификаты соответствия. В большинстве случаев, как оказалось, их либо просто нет, либо на них нет нужных печатей.

Четвертое место досталось номинации «реализация продукции с нарушениями условий хранения пищевой продукции». Чаще всего это несоблюдение температурного режима при реализации или хранении товара. «Обычно температура хранения превышает установленный изготовителем максимум или намного ниже, что приводит к заморозке охлажденной продукции, — продолжает Наталия Старостина. — Приобретая такую продукцию (особенно мясную, молочную, рыбную и готовую), потребитель имеет все шансы получить товар, который может причинить вред его здоровью или жизни».

Пятерку лидеров замыкает нарушение под названием «недоведение до сведения потребителей в наглядной и доступной форме обязательной, определенной законом информации». Она должна размещаться на вывеске (о продавце и режиме его работы) и в «Уголке потребителя». Например, в магазинах, где продается спиртное, часто нет информации о наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и ее реквизитах.

Кроме того, потребителям нередко не дают книги отзывов и предложений по их требованию — хотя продавцы делать это обязаны. А еще они обязаны обеспечивать единообразные и четко оформленные ценники на товары, но часто этого не делают. В магазинах мелкорозничной торговли порой не найти контрольного измерительного оборудования. Частенько продавцы не соблюдают правила товарного «соседства» (бытовая химия в магазинах находится рядом с хлебом или минеральной водой). Что уж говорить о том, что многие продавцы не носят форменной одежды и грубят покупателям, а магазины плюют на санитарные и противопожарные нормы. Все эти нарушения также выявил всероссийский мониторинг.

Ко всему прочему, нынешние спекулятивно высокие цены, увы, не гарантируют качества продукции. «Это еще один закон нашей сферы торговли и услуг. Часто высокой ценой прикрывают некачественные товары, услуги, фальсифицированную и контрафактную продукцию. Даже легальные производители, чтобы быть конкурентно стойкими, начинают производить фальсификат. Причем делают это часто по требованию сетевой торговли, то есть получают четкий заказ от маркетологов на более дешевую продукцию, и не важно, какого качества. Некачественная продукция везде, от фальсифицированных садовых семян, молочных продуктов, масла, сыров, алкоголя до строительной и кабельной продукции. Можно смело говорить, что, по нашей оценке, половина продукции в любом секторе сферы торговли и услуг не отвечает заявленному качеству, фальсифицирована, произведена или ввезена незаконно», — добавляет Алексей Корягин.

Закон не успевает за рынком

Впрочем, в сфере потребительского рынка есть и другие, более серьезные проблемы. Например, расширяет свою деятельность преступность с различными мошенническими схемами. «Скажем, открыли офис по установке окон, изготовлению диванов и т.п., поработали немного, собрали деньги и исчезли (или обанкротились). Дальше открывают что-то новое по той же схеме и опять по кругу», — приводит пример наш эксперт.

Еще одна проблема — защитить права потребителей в суде еще как-то можно, а вот восстановить их, то есть возместить все расходы и убытки, мало у кого получается. Законодательство у нас явно не в пользу потребителя. «Роспотребнадзор не горит желанием защищать в судах граждан или давать свои заключения по делу. В конечном счете почти все судебные решения, вынесенные судом в пользу потребителя, доживают свой век в службе судебных приставов, так и не исполненные», — отмечают в Объединении потребителей России.

Эксперты говорят, что наше законодательство о защите прав потребителей устарело и не успевает за рынком (например, в сфере интернет-торговли законодательство практически ничего не регулирует), в нем есть масса провалов и противоречий. «С другой стороны, идет наступление самих законодателей на интересы российских потребителей. Вот последний пример такой атаки. В Уголовный кодекс (ст. 159.4) планируют внести изменения — исключить из числа потерпевших от мошенничества, сопряженного с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, самих граждан, то есть потребителей. Круг потерпевших от такого вида мошенничества предлагается ограничить ИП, организациями и государством. Преступность будет депутатам хлопать в ладоши стоя!» — говорит Алексей Корягин.

Итог: злоупотребления со стороны бизнеса и торговли растут как снежный ком. И, по всей видимости, будут расти, пока государство не поймет, что главное действующее лицо экономики — это все-таки потребитель.



Партнеры