Чиновники ФМС саботировали работу портала госуслуг

Москвичи не могут оформить документы из-за халатности сотрудников

9 января 2016 в 12:47, просмотров: 6411

На днях стало известно, что столичные центры госуслуг попали в тройку мировых лидеров по доступности, времени ожидания в очереди и уровню комфортности. По статистике, в столичных центрах люди ждут приема в среднем 3 минуты. Для сравнения, в Хельсинки время ожидания – пять минут, в Мадриде – 5,5.

Чиновники ФМС саботировали работу портала госуслуг
фото: Наталия Губернаторова

Даже не знаю, как они выживают там, в очередях, бедные мадридцы. Наверное, чувствуют себя персонажами сказок, которые я читаю на ночь детям. Там герои, чтобы добраться до заветной мечты, должны  преодолеть всякого рода препятствия – перебраться через огненное ущелье, сразить дракона, развеять чары злобной мачехи и т.д.

А у нас скукотища – три минуты и никакого экшна.

Моей скромной целью обращения на портал госуслуг было получение паспорта РФ с новой фамилией. От чиновничьего царства  меня отделял  один  мост без всяких драконов и пламени   – мне нужно было приехать в МФЦ и встретиться с чиновником, который выдаст документ.  Но я перепутала и взяла с полки не ту книгу – вместо Шарля Перро попался Николай Гоголь, следом на голову шлепнулся томик Кафки.

А как сказочно все начиналось! Это ли не волшебство: выбираешь услугу, заполняешь анкету, вбиваешь данные  документов и ВСЕ. Невидимые сотрудники проверяют всю предоставленную информацию  и присылают письмо счастья. 22 декабря я подала электронное заявление на замену паспорта. 29 декабря мне пришел официальный ответ. В нем сообщалось: все готово, вот адрес МФЦ, где вас ждут для выдачи, вот режим работы миграционной службы при нем, и три необходимых документа: старый паспорт, четыре фотографии и квитанция об оплате .

Ближайший рабочий день учреждения, согласно письму, был 31 декабря. Ровно в 11 утра я поднялась по ступенькам МФЦ "Чертаново-Северное". И уже на пороге почувствовала себя пришельцем с другой планеты. Едва я заикнулась о том, что оформляла документы через Интернет, на меня уставились как на неведому зверушку!   

Собственно, на этом госуслуги кончились. Началась гособслуга. А это, увы, две большие разницы.

Администратору на входе я сообщила, что подала документы через сайт и хочу получить паспорт. Юноша отмахнулся: паспорта выдаем после 15.00, приходите к этому времени. Пришлось показывать  на смартфоне письмо с сайта госуслуг с информацией, что меня ждут в любое время с 11.00 до 20.00. Молодой человек нахмурился  и отправил меня оплачивать госпошлину.

Я поняла, что за новый паспорт придется побороться.

По возвращении меня ждала дама из отдела ФМС. "Это вы с госуслуг? " – настороженно спросила она. Я кивнула. "Ну и чего же вы так дотянули?" Я растерялась. Опять достала телефон, загрузила письмо:  "В каком смысле дотянула? Уведомление пришло 29-го, 30-го вы не работали, а сегодня я с утра у вас."   - "Неправда, мы работали вчера. Но в любом случае приезжайте после праздников" . - "Нет, я хочу получить паспорт сегодня " -  "А  вы что, привезли все документы? "  - "Да, все, что перечислены в письме: паспорт, фотографии,  бланк оплаты." - "И что, фотографии правильного размера?" - "Да." - " А свидетельcтво о браке или о перемене имени?"  - "Этого нет в списке необходимых документов, и с собой тоже нет."  "Вот видите, - торжественно чеканит барышня, - без этого я паспорт   выдать не могу!". - "Что значит, не можете? Вот официальное письмо, вот перечень документов, среди них нет того, что вы просите." Я уже не убираю телефон и размахиваю им как флагом. Женщина непреклонна. Прошу вызвать начальство, чтобы прояснить ситуацию. И пока мы ждем, сотрудница втолковывает мне, что лучше было бы принести все документы лично, тогда бы не возникло такой заминки.

Видимо, для этого и был создан электронный портал госуслуг.

Через десять минут меня приглашают в кабинет начальника ОФМС района Чертаново Северное и выразительно представляют: "Вот та самая девушка… с госуслуг!". 3вучит уже как ругательство. Начальник монотонно повторяет все то, о чем    говорила его подчиненная. Я снова объясняю, что подавала  документы через сайт госуслуг, что мне пришло письмо со списком документов... В ответ слышу, что ФМС с сайтом никак не связана, это разные структуры и то, что написано в послании, их не касается.  И так по кругу.

Вдруг начальник оживляется: "Ваше письмо подписано Шориным Андреем Васильевичем?". Подтверждаю. Собеседник неожиданно становится довольным как слон. Выясняется, что  именно он и есть г-н Шорин. Ну, думаю, сейчас все решится:    вот же, список, подписанный им самим, где нет ни слова о документе о перемене имени!    О, наивная московская девушка!

- Действительно, нет... Ну что же, это наша ошибка и виновные будут наказаны. Но паспорт я вам все равно не выдам,  приезжайте к нам после праздников.   

Что делают нормальные люди, если из-за их ошибки пострадал другой человек? Извиняются и пытаются компенсировать доставленное неудобство. Что сделали чиновники ФМС? До последнего пытались переложить вину на другого, в данном случае на сайт gosuslugi.ru, а когда отступать стало некуда, буднично пообещали наказать виновных и даже не попытались исправить ситуацию. Я не сдаюсь и предлагаю прямо сейчас прислать им отсканированное свидетельство. Не годится, с дубликатами в нашем тридесятом царстве не работают. Обещаю написать о нашей встрече в газете.  "Это вы что, должностному лицу  угрожаете?" Вообще-то нет. Просто хочу предупредить всех, кто "раскатал губу" на легкое получение документов  - не верьте письмам даже за подписью самых главных начальников, звоните на горячую линию, уточняйте все пункты, а главное – не сдавайтесь после первой попытки   отослать вас домой. Может вам повезет больше, чем мне. А вообще я не удивлюсь, если после этой публикации Андрею Васильевичу дадут премию за блестящую победу в нелегкой борьбе с сайтом госуслуг. И с простыми москвичами, для которых вообще-то он, человек из гособслуги, и работает.

Это, безусловно, прекрасно, что огромное количество услуг теперь можно получить в удобном отремонтированном зале с бесплатным вай-фаем и терминалом по оплате. Но пока чиновники будут и дальше шарахаться от слова "интернет", предлагать посетителям ножками прийти в нужное им ведомство и открещиваться от связи с электронным правительством – все бесполезно. Потому что какая разница, где тебе будут вешать лапшу на уши  – в помещении со свежепокрашенными стенами и новой плиткой на полу  или в обшарпанных коридорах с туалетом без горячей воды. Уж лучше подождать на две минуты дольше, как в Мадриде, но избавить себя от равнодушия и лени чиновников.  



Партнеры