Вегетарианцы начали мутировать

Их организмы перестраиваются, чтобы вырабатывать собственный жир

Гены вегетарианцев мутируют, чтобы организм приспособился к растительной пище. К такому выводу пришли молекулярные биологи в США, исследовав геном у трехсот приверженцев индуизма, придерживающихся вегетарианства.

Их организмы перестраиваются, чтобы вырабатывать собственный жир

Мутация, которую обнаружили генетики из Корнелльского университета, расположена в области гена, отвечающего за синтез жирных кислот определенного типа. Эти вещества обычно поступают в организм с мясной пищей. Но вегетарианцы в этом смысле «рассчитывают» только на внутренний синтез, когда организм за неимением жиров, поступающих извне, начинает вырабатывать их сам. Как выяснилось, эффективность синтеза зависит от мутации, обнаруженной американскими учеными.

По наблюдениям генетиков, она распространена чаще там, где много вегетарианцев. Так, исследователи прочитали соответствующий участок генома у трехсот жителей города Пуна в Индии, поскольку в этой местности много людей, исключивших из своего рациона животную пищу. У индийцев мутация обнаружилась в 68% случаев (для примера, у американцев, среди которых в основном - любители мяса, - в 18 %). Чтобы посмотреть, как часто встречается эта особенность у других групп людей, исследователи обратились к обширной базе данных и выяснили, подобные изменения в генах происходят и у жителей Южной Азии, и у африканцев. У европейцев, напротив, он находился гораздо реже.

Как прокомментировала зав. учебной частью кафедры медицинской генетики с курсом пренатальной диагностики Российской медицинской академии последипломного образования Елена БАРАНОВА, подобных исследований очень много и сложно сразу доказать, что оказало влияние на частоту данного полиморфизма (имеется в виду мутация, которая встречается только у части популяции - Авт.) - отбор, связанный с преимущественным количеством вегетарианцев, или случайность. Не всегда возможно связать причину со следствием. И нельзя сказать, что мутация появится, если мы будем потреблять только растительную пищу. Генетические изменения происходят случайным образом и не зависят от того, чем мы питаемся. А закрепление и увеличение частоты какой-либо мутации в последующих поколениях зависит от того, получает или нет обладатель такой мутации какое-либо преимущество, например, лучше приспосабливается к какому-либо рациону или имеет защиту от определенной инфекции, которая позволит ему с большей вероятностью выжить и оставить потомство.