Киев хочет верить по-турецки: о чем Верховная Рада попросила Варфоломея

Украинская православная церковь может стать константинопольской

Православных на Украине ожидают новые потрясения. Верховная рада обратилась к патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой признать независимость украинской церкви от Московского патриархата. Такое решение поддержали 245 депутатов Рады при необходимом минимуме в 226 голосов. Они полагают, что этот документ, принятый вопреки протесту главы Украинской православной церкви митрополита Киевского Онуфрия, ускорит обретение украинскими православными независимости от Москвы. Но так ли это? Какое решение примет Варфоломей в свете уже назревшего конфликта между Константинополем и РПЦ, которая отказалась от участия во Вселенском православном соборе? Об этом «МК» спросил у наиболее авторитетных священников Русской православной церкви и украинского политолога.

Украинская православная церковь может стать константинопольской
Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх Варфоломей и Патриарх всея Руси Кирилл - участники обострившегося церковного конфликта.

Отец Андрей КУРАЕВ:

— Это уже не первое обращение украинских властей к Константинопольскому патриарху. Были обращения нынешнего и бывшего президентов Украины, других политиков, деятелей культуры. Все это складывается в папочку, которая набирает вес. Вопрос в том, когда эту папочку предъявят и предпримут какие-то действия на ее основании.

Если смотреть на Украину с турецкого берега, то решение может быть вполне обоснованным. Еще в 1924 году Константинопольский патриарх отреагировал на аналогичные просьбы польского правительства и утвердил автокефалию Польской церкви, которая прежде была Варшавской епархией церкви Российской империи. И в своем определении Константинопольский патриарх сказал, что Польская православная церковь являлась частью Киевской митрополии, которую Константинополь никогда не передавал Москве.

В наших архивах есть акты об этой передаче, но даже в них сказано, что в Киеве должны сначала поминать Константинопольского патриарха и только потом — Московского. И что киевская церковь должна самостоятельно решать свои проблемы, без Москвы. Естественно, эти документы были мгновенно забыты, поминать зарубежного патриарха запретили, а киевские митрополит и епископ стали назначаться из Москвы, а потом — из Петербурга. Административную независимость они обрели только в 90-е годы прошлого века.

Но поскольку условия договора игнорировались столетиями, у Константинополя есть основания считать, что Москва не исполнила своих обязательств. А в свете возникшего в последние дни конфликта вокруг Всеправославного собора патриарх Варфоломей, вполне вероятно, выложит все эти козыри.

Он может объявить, что УПЦ входит в Константинопольскую церковь в качестве автономии. А может буквально в том же самом документе указать, что дарует УПЦ автокефалию: «Я это объявляю своим, поэтому дарю вам».

В принципе Варфоломей был готов к этому еще в 2008 году. Ему, как говорят, помешали две вещи. Предстоятель УПЦ Филарет категорически отказывался войти в Константинополь в качестве митрополита («принимайте меня как патриарха»). И самое главное, что вмешался российский МИД. Был звонок примерно такого содержания: имейте в виду, что если ваш турецкоподданный по имени Варфоломей начнет отторгать УПЦ от Московского патриархата — мы немедленно вводим визовой барьер, и — прощайте, турецкие курорты. Это подействовало тогда: турецкие власти жестко объяснили патриарху Константинопольскому, чего делать не нужно. А сейчас ситуация другая, Турции терять нечего.

Аргументы Константинополя я привожу не в знак солидарности с ним, а чтобы было понятно: в случае конфликта не стоит ожидать, что другие православные церкви будут на стороне Москвы.

— Но есть такой фактор, как протест митрополита Киевского Онуфрия, который не собирается в Константинопольскую церковь.

— Митрополит Эстонский Корнилий тоже не собирался…

— Чем уход от РПЦ аукнется для украинских священников и прихожан?

— А что они имеют от того, что находятся якобы с Москвой? Подарков мы туда не шлем, скидок на книги не делаем. У украинских православных озабоченность только одна: они боятся, что если окажутся самостоятельными, то их «съедят» украинские униаты. Страх перед католической экспансией удерживает их с Москвой. Но здесь им приходится взвешивать: или носить клеймо потенциальных врагов украинского отечества, быть готовыми в любой момент к суду Линча, или же уходить от Москвы под «крышу» Константинополя.

Вероятность второго решения увеличивает смертельная болезнь Варфоломея. Он знает о том, что ему остались месяцы, в лучшем случае годы, и, возможно, он захочет сделать что-то значимое. Войти в историю, вернув Украину Константинополю.

Отец Всеволод ЧАПЛИН:

— Украинские законодатели делают опасный шаг, вмешиваясь в религиозную жизнь. Ни в одной стране Западной Европы, походить на которые стремится Украина, такое невозможно в принципе.

Было бы интересно понять, как на это отреагирует Константинопольский патриарх. Он давно пытается поиграть на украинском поле. Последние несколько месяцев эту игру сдерживала подготовка к Всеправославному собору. Теперь стало ясно, что РПЦ участия в нем не примет. И я убежден, что эта игра будет продолжена, и украинским верующим, которые стремятся сохранить настоящее православие, ничего хорошего ждать не стоит ни от собственных политиков, ни от Константинополя. Первые попытаются продолжить выдавливание из активной церковной жизни всех, кто сохраняет связи с Россией, второй стремится не дать Украине полную церковную самостоятельность, а поставить ее под свой контроль, подчинив себе на десятилетия, а то и на века. И зависимость от него может оказаться тяжелой, в отличие от церковных связей с Москвой, которые сегодня скорее символические.

— В чем может заключаться тяжесть зависимости от Константинополя?

— Константинополь может взять под контроль кадровую политику украинской церкви, заставлять ее следовать либеральным тенденциям, свойственным этому патриархату. И то, и другое вызовет протесты среди традиционных верующих и многократно осложнит церковную ситуацию в стране.

России же нужно поставить отношения с властями Украины в зависимость от соблюдения там религиозной свободы. Она важнее экономики и отношений с Западом.

Денис ДЕНИСОВ, директор Киевского филиала Института стран СНГ:

— Сейчас на Украине помимо канонической православной церкви действуют признанные исключительно местным минюстом, но не мировым православием Киевский патриархат и Украинская автокефальная церковь. Это — раскольники во главе с расстригой «митрополитом» Денисенко. Они устраивают рейдерские захваты православных храмов, присваивают имущество, стоят за расправами над священниками. Самое страшное, если у них появится иллюзия, будто Константинополь их признал или хотя бы выражает сочувствие. Тогда погромы и грабежи в православных храмах Московской патриархии, которые уже стали частью государственной политики Украины, просто станут системой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27127 от 17 июня 2016

Заголовок в газете: Киев хочет верить по-турецки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру