Шеньян: Российский след и колыбель императоров

Продолжаем исследовать Китай

Редакция Московского Комсомольца решила продолжить традицию последних четырех лет и отправилась «провожать» лето в Китай – открывать новые маршруты и делиться своими впечатлениями с читателями. В прошлом году мы исследовали южную провинцию Хунань, а в этом году отправились на северо-восток, в колыбель последнего рода императоров Поднебесной, династии Цинь , провинцию Ляонин.

Продолжаем исследовать Китай
Фото: Васейкина Инна

Первым пунктом на карте нашего путешествия стал город Шеньян, столица провинции Ляонин. К сожалению, город не связан с Владивостоком прямым авиасообщением, поэтому нам пришлось добираться «по суше».

Около пяти часов - автобусом до Хунчуня, плюс пять часов комфортного движения со скоростью около 300 км/ч на скоростном электропоезде и вот мы уже на вокзале города, в котором тесно сплелись прошлое, настоящее и будущее Китая. Шеньян – не только важный промышленный центр, занимающий значимое экономическое и военно-стратегическое положение, но и место «зарождения» в 17 веке великой династии Цинь - последней в череде династий китайских императоров…

Кстати, история этого города тесно связана с историей России. Именно Мукден (название, которое город получил в 17 веке во время прихода к власти династии Цин и сохранивший его вплоть до 1929 года) был опорным пунктом Российской империи в Китае. Во время Боксерского восстания 1900-го года он был без боя взят русскими войсками под командованием генерал-лейтенанта Суботича. В городе в тот момент бесчинствовали китайские мародеры, и именно полиция, созданная из русских стрелков и китайских стражников, помогла навести в Мукдене порядок. А в 1905 году в окрестностях города произошла решающая сухопутная битва Русско-японской войны - Мукденское сражение.

18 сентября 1931 года с Мукденского инцидента началась японская интервенция в Маньчжурию. В начале августа 1945 в результате разгрома японских и маньчжурских войск в ходе советско-японской войны город перешёл под контроль советских войск и был передан ими Китайской республике. Поэтому русских здесь знают и вполне неплохо к ним относятся.

Конечно, Шеньян хорош не только своей историей, но надо признать, что история в нем особенно хороша. Город не сохранил от минувших времен своего названия, но великолепные памятники истории, архитектуры и культуры до сих пор являются главными достопримечательностями провинции Ляонин. Три из них внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО - императорский дворец и могилы императоров династии Цин – Бэйлин (Северный Холм) и Дунлин (Восточный Холм). Поэтому акцент в своем путешествии по столице провинции мы делали именно на "вечном".

Первым мы отправились осматривать Мукденский императорский дворец, по аналогии с другими императорскими дворцами, именуемый Гугун. Комплекс зданий был заложен в первую треть ХVII века основателями Манчжурской династии Цинь, первым императором Нурхаци и его сынаом Абахаем.

Он располагался в самом сердце старого города, огороженного квадратом древних стен. В те времена Гугун являлся самым высоким зданием Мукдена, его золотисто-желтые крыши возвышались над прочими строениями, подчеркивая высокое социальное положение «солнцеликого» императора.

Сейчас за изогнутыми крышами дворцов «встают» стеклянным частоколом фантастические небоскребы современного мегаполиса, лишний раз подчеркивая колоссальный путь, проделанный городом из прошлого в настоящее. Городские стены дворца тянутся с севера на юг в соответствии с традицией солнечного культа.

Архитектурный ансамбль разделен на три части: центральную, восточную и западную. Главным сооружением восточной части является дворец «Великое Правление», где император занимался государственными делами, а также проводились торжества. По сторонам этого дворца располагаются десять небольших павильонов, которые стоят друг против друга в направлении с севера на юг.

Среди них есть павильон «Десяти князей», который служил рабочим местом для десяти высокопоставленных цинских чиновников. В архитектуре дворца присутствует очень много элементов кочевой культурой маньчжуров, именно этим он отличается от Гугуна в Пекине. Однако, неискушенным в архитектурных нюансах Поднебесной европейцам заметить подобные нюансы сложно, так как все увиденное кажется достаточно экзотическим.

Уже покинув императорский дворец и прогуливаясь по улочкам старого города в районе Шэньхэ, мы наткнулись на еще один «камешек» в истории, но уже не империи, а веры. Прямо посреди городской суеты расположился действующий храм Тайцингун, именуемый Дворцом Великой чистоты и относящийся к одному из течений даосизма - Лунмэнь.

Достаточно скромный с улицы, он скрывает внутри своих двориков необычайную красоту и колорит. Как и Гугун, храм был основан в ХVII веке, в 1663 году. На сегодняшний день он является самым старинным, так как около 40 лет назад более древние храмы были разрушены хунвэйбинами.

Изначально уровень его внутренних дворов был построен намного ниже уровня соседних улиц. Над входом в храм надпись: "紫气东来" - "На пурпурных облаках прибыл с Востока". Эта фраза является любимым выражением жителей города, она часто встречается на сувенирах.

Первоначально она относилась к явлению патриарха даосов Лао Цзы, но в XVIII веке императоры династии Цин стали относить ее на свой счет, поскольку они тоже пришли в Китай с востока.

Основу философии Дао, как и прежде, составляют понятия недеяния (увэй) и непротивления (бучжэн) естественному ходу событий, а также «умаление желаний» (гуаюй). А главным человеческим качеством даосы считают весьма спорное с точки зрения современной цивилизации «жоужо», вмещающее понятия слабости, мягкости и нежности.

Посетив "памятники живых", мы отправляемся на сторону "ушедших" - в парк "Северная гробница" и Шэньянский Дунлин.

Первый мавзолей императорской династии Цин, усыпальницы императора Нурхаци и его императрицы получил название Дунлин, он расположен в восточной части старого города и именуется также «Восточной гробницей». Он выполнен в маньчжурском архитектурном стиле, отличающемся мягким изгибом крыш, сдержанной орнаментацией и стилизованными фигурками всадников на коньках крыш. Наблюдая эту причудливую архитекруру, мы взбодрились, услышав знакомые слова - экскурсоводы поведали нам, что Дунлин строился в строгом соответствии с даосским учением Фэн-шуй.

Сооружения «Северной гробницы» Чжаолин (Бэйлин) являются частью историко-архитектурного комплекса памятников «Гробницы императоров династий Мин и Цин», разбросанных по всему Китаю.

В Бэйлине находится гробница-усыпальница второго императора династии Цин Абхая и его супруги, окруженная специальной мемориальной парковой территорией, названной волшебными садами Шеньяна. К возвышающейся над равниной гробнице ведет широкая мощеная дорога.

Сооружения щедро декорированы искусной резьбой, в многовековом камне и нефрите застыли драконы и журавли, а крыши зданий традиционно изогнуты в несколько ярусов. Сам парк полон гуляющих. Горожане катаются на лодках по озерам, прогуливаются по тенистым аллеям, совершенно не смущаясь «скорбного соседства».

Редакция выражает благодарность за организацию поездки в Шеньян народное правительство провинции Ляонин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру