«Атомная батарейка» для Чукотки

Первая в мире плавучая атомная электростанция уже заинтересовала зарубежные страны

В Петербурге на Балтийском заводе заканчивается строительстве уникального судна. Первый в мире плавучий энергоблок (ПЭБ, входит с состав плавучей атомной теплоэлектростанции) «Академик Ломоносов» должен уже в 2019 году прибыть в самый северный порт Певек в Чукотском автономном округе и заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ.

Первая в мире плавучая атомная электростанция уже заинтересовала зарубежные страны

Корабль как город

Если бы не плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС), то у жителей Чукотки в ближайшем будущем могли бы быть проблемы. Дело в том, что Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ, которые и давали электроэнергию и тепло, вскоре должны вывести из эксплуатации. Первая работает в вечной мерзлоте уже больше 40 лет, вторая — больше 70. За это время обе успели изрядно «состариться». Конечно, на Чукотке можно было бы соорудить новую АЭС, но это долго, дорого и сложно. Вместо этого российские атомщики придумали куда более красивое решение: АЭС можно построить не в невыносимом климате той же Чукотки, а, например, в Петербурге, потом транспортировать станцию к любым дальним городам, пришвартовать там, а затем по линиям электропередач передать энергию местным жителям, предприятиям и даже газовым и нефтяным платформам, которые расположены в открытом море. Это и есть ПАТЭС.

- В составе ПАТЭС - плавучий атомный энергоблок (ПЭБ) «Академик Ломоносов», то есть судно стоечного типа с ядерными реакторами КЛТ-40С, - рассказывает главный строитель ПЭБ Александр Ковалев. - Судно предназначено для выдачи 70 МВТ электрической мощности и 50 ГВТ в час тепловой.  Вторая составляющая ПАТЭС — береговая и гидротехническая инфраструктура в том месте, где должен будет пришвартован ПЭБ. Благодаря этому и можно будет генерировать на берег электрическую и тепловую энергию.

«Академик Ломоносов» - огромное судно высотой почти в 12-этажный дом и длиной в 144 метра — уже практически готов. Он чем-то похож на город, где вместо запутанных улиц — лабиринты коридоров, вместо мэрии — центральный пост, откуда можно управлять всеми технологическими процессами, происходящими на судне, а вместо жилых домов — удобные одноместные каюты с санузлом, а у руководителей — еще и с прихожей и кабинетом. На «Академике...» есть даже свои «социальные объекты» - библиотека, тренажерный и спортивный залы, сауна, бассейн, пресс-рум для общения с прессой. Без всего этого не обойтись.

- На судне 96 человек экипажа, - рассказывает представитель заказчика, директор филиала АО «Концерн Росэнергоатом» Сергей Завьялов. - Работать эти люди будут посменно вахтовым методом по три месяца. Поэтому экипаж необходимо обеспечить комфортными условиями. Так делают на любых крупных судах, которые уходят в моря и океаны на долгие месяцы и несут там службу в отрыве от материка.

12 лет без выходных

Но сердце «Академика Ломоносова» - это не библиотека с бассейном и даже не центральный пост. Это два атомных реактора, к которым сейчас у рабочих Балтзавода повышенное внимание: они готовятся к приему и первой загрузке ядерного топлива, которая запланирована на начало 2017 года. Только потом — после физического пуска реакторов, всевозможных проверок и испытаний - судно отбуксируют в Певек («Академик Ломоносов» сам плыть не может).

- ПЭБ — это своего рода батарейка для выдачи на берег энергии. И предназначена она для 12-летней работы без заводского ремонта, - говорит Александр Ковалев. - Но в течение этого срока нужно минимум раз в три года перегружать ядерное топливо. Поэтому на борту судна предусмотрены специальные помещения для хранения уже отработанного топлива. Как видите, предусмотрено все.

Но особое внимание — безопасности. Все-таки «Академик Ломоносов» - это атомная станция, которая будет находиться вблизи населенных пунктов. Поэтому реакторная установка ПЭБа оснащена новой активной зоной с низким обогащение урана. А еще на «Академике Ломоносове» созданы дополнительные системы активной и пассивной защиты, которые не допустят аварийной ситуации. Помимо этого над реакторными шахтами есть специальные бочки — емкости аварийной проливки. Если в реакторах чересчур поднимется температура, есть механизмы снятия излишнего тепла.

Ветер не помеха

Строительство «Академика Ломоносова» - это еще полдела. К его прибытию в Певеке необходимо подготовить комплекс береговых сооружений, включая 600-метровый мол, благодаря которому в месте «парковки» ПЭБа появится закрытая акватория. Это защитит атомную электростанцию в случае климатических ЧП.

- В течение 2-3 месяцев мы должны обеспечить поставку материалов с Большой земли в город Певек, что позволит нам построить мол - гигантское сооружение-причал для стоянки ПЭБа, - рассказывает  Сергей Завьялов. - В настоящее время в пути находятся два транспортных судна: «Константа» и «Анисимов». Эти суда везут строительную технику, бурильные машины. А вообще мы должны обеспечить задел строительных материалов на весь межнавигационный период 2017 года. То есть решается серьезная, я бы даже сказал грандиозная задача. Уже 4 октября на площадке строительства в Певеке состоится важное событие: так называемая церемония забивки лидерной сваи. Это традиционное мероприятие, которое сопутствует сооружению подобных объектов и ознаменовывает собой начало строительства крупного объекта в Арктике.

Построить 600-метровый мол будет непросто. Одна из главных проблем — суровый климат Чукотки.

- Чукотка славится своим ветром «южак», скорость которого достигает 80 метров в секунду, - рассказывает Сергей Завьялов. - Он легко сносит 90-тонные краны! В таких условиях Концерну «Росэнергоатом» и нашему подрядчику придется осуществить все работы в кратчайший срок. Сметная стоимость создания береговых сооружений к ПАТЭС составляет 7,2 миллиарда рублей, а энергоблока (ПЭБ) — 21,5 миллиарда. Это немалые деньги, но значительно дешевле, если строить на Чукотке АЭС на земле. Плюс, строить впервые уникальный объект всегда дороже. Типовые плавучие АЭС будут значительно дешевле.

Мир ждет ПАТЭС

ПАТЭС уже заинтересовались зарубежные страны. Оно и понятно, ведь плавучую атомную электростанцию можно отбуксовать практически в любое место на Земле.

- Востребованность подобных энергоисточников на сегодняшний день в мире очень высока, - признается Сергей Завьялов. - Еще в 2009-2012 годах я участвовал в подписании меморандумов о намерениях с рядом стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Интерес к мобильной электротеплогенерации проявляют в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, Китае. Представители из этих стран заявляли, что как только мы достроим головной энергоблок и будут видны первые результаты работы, они могут начать с нами сотрудничество. Поэтому чем быстрее мы сейчас продемонстрируем наши новые технологии мировому сообществу, тем скорее сможем получить заказы для коммерческого использования подобных изделий.

Само собой, серийные ПАТЭС реально строить с меньшими издержками и по уже усовершенствованным технологиям. По словам Сергея Завьялова, типовая плавучая АЭС может обойтись на 40-50 процентов дешевле. Скорее всего, очередную ПАТЭС начнут строить сразу же после того, как заработает «референтный образец». Планируется, что подобные станции в России могут использоваться на Таймыре и на Камчатке.

Екатерина Кузнецова

Тренировка для лучших

Будущих членов экипаж для «Академика Ломоносова» готовят в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации (ЦИПК) Росатома. Обучение длится два года. За это время экипаж должен пройти как теорию, так и практику на самом энергоблоке. В «уроки» входит даже спасение людей на воде, действия при пожаре, разгерметизации реактора или поступлении воды. Примерно треть времени отводится под тренажерную подготовку. В Центральном институте повышения квалификации создали специальный тренажер, который полностью имитирует пульт управления на «Академике Ломоносове». Его можно запрограммировать на 250 вариантов отказа системы. Благодаря этому к концу обучения экипаж будет знать как себя вести в любой чрезвычайной ситуации.           

- Мы сейчас формируем команду, - говорит Сергей Завьялов, - Мы синхронизируем набор персонала с тем строительным графиком, который утвержден с Балтзаводом. То есть к определенному строительному периоду готовим тех или иных специалистов. Могу сказать, что желающих работать на «Академике Ломоносове» очень много. Так что мы проводим кастинг и отбираем только самых лучших.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру