Садистские стишки попали под "экстремизм"

Усердие, превозмогающее рассудок

«Нелепо, смешно, безрассудно, безумно...» Слова песни из старой киносказки прекрасно подходят и для описания современной российской действительности. В том числе — а может быть, даже прежде всего — той ее части, которая связана с борьбой с экстремизмом. Вот только последний элемент в длинной цепочке эпитетов, присутствующей в оригинале, — «волшебно» — в нашем случае явно будет лишним. Былью у нас, увы, преимущественно становится не сказка, а Кафка.

Усердие, превозмогающее рассудок
Фото: facebook / Наталия Введенская

После каждого нового неподвластного логике процесса думается, что ничего более абсурдного уже и быть не может. Но проходит совсем немного времени, и жизнь доказывает, что она куда богаче наших представлений о ней.

Свежий пример: дело по факту возбуждения ненависти к социальной группе «атеисты» — пожалуй, первое такое в России. Но самое интересное, что нарушителем закона, по версии следователей, является не какой-нибудь адепт госпожи Поклонской, а завзятый антиклерикал. А именно — краснодарский поэт  Максим Дроздов. На свою беду, он разместил в социальных сетях ряд стихотворных тестов, пародирующих лозунги той части религиозной общественности, которую принято называть радикально-консервативным ее крылом.

«Как можно умудриться, тролля во «ВКонтакте» сложившуюся ситуацию с массовым оскорблением чувств так называемых верующих, негативно оценить социальную группу «атеисты» обычным стихотворением и призвать к враждебным действиям строчкой: «Людей нет хуже мерзких атеистов, мы все же инквизицию вернем!» — взывает к разуму блюстителей закона адвокат Дроздова Алексей Аванесян. — Это донное же дно…» Но взывает, похоже, напрасно.

«В мае этого года мужчина разместил в социальной сети стихотворение экстремистского содержания, — торжествующе возвестила пресс-служба регионального подразделения СКР. — Согласно выводам проведенного лингвистического исследования, опубликованный текст содержал высказывания, в которых негативно оценивается определенная группа лиц… Факт размещения был выявлен оперативными сотрудниками ГУ МВД России по краю».

Ну а постановление о возбуждении уголовного дела расставляет последние точки над «i»: «Стихотворение Максима Дроздова содержит высказывания, (…) смысловое понимание которых призывает к враждебным действиям одну группу лиц (верующих в бога) по отношению к другой группе лиц (не верующих в бога — атеистам)».

Всего речь идет о двух стихотворных произведениях. В еще одном описывается, говоря словами автора, «мифическая деревня, где возмущенная общественность сжигает учительницу, отрицающую Бога»: «Зацвели в лесу пролески, вдалеке щебечет птичка. На костре со слабым треском догорает еретичка». Поэт клянется и божится, что не имел в виду ничего дурного, что «это был троллинг, высмеивание мракобесия». Но, как говорится в одном старинном анекдоте, «поди теперь докажи, что ты не верблюд».

Кстати, следующий этап многотрудной борьбы с экстремизмом — по всей видимости, как раз проверка фольклора. Это ж непаханая целина! Одни так называемые садистские стишки чего стоят! «Дети в подвале играли в гестапо: зверски замучен сантехник Потапов…» Если эти бессмертные вирши чем-то и отличаются от стишка про безвременно покинувшую сей мир еретичку, то лишь в более «экстремистскую» сторону. Помимо возбуждения ненависти к социальной группе «работники ЖКХ» явственно проглядывает «реабилитация нацизма» (статья 354.1 УК).

Ну а потом, глядишь, и до классиков доберутся. Например, Чарли Чаплину с его кинопародией на Гитлера «Великий диктатор» запросто можно вменить «публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» (статья 354 УК). А Александра Сергеевича Пушкина и его републикаторов призвать к ответу за «Гавриилиаду» и «Сказку о попе и работнике его Балде» — «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (статья 148. ч. 1).

До советской классики, между прочим, уже добрались: в том же Краснодаре прокуратура заинтересовалась блогером, разместившим на свой страничке в социальной сети скриншот страницы книги Николая Носова «Незнайка на Луне». В приведенном отрезке лунные стражи правопорядка аттестованы как бандиты, защищающие грабящих народ богачей. Начало делу положил донос некоего бдительного гражданина, усмотревшего в обнародованном тексте разжигание ненависти к социальной группе «полицейские»…

Словом, как говорил еще один классик, Козьма Прутков — пока, слава богу, не уличенный ни в чем противозаконном, — «бывает, что усердие превозмогает и рассудок».  

Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27526 от 20 октября 2017

Заголовок в газете: Безбожная комедия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру