В Чечне начался суд над 60-летним правозащитником Титиевым

Кадыров уже вынес вердикт, адвокаты боятся за свою жизнь

Судебные органы всерьез взялись за правозащитников из «Мемориала». Главу карельского отделения этой организации Юрия Дмитриева судят за якобы развратные действия в отношении приемной дочери, а его коллегу из Чечни Оюба Титиева обвиняют в хранении наркотиков. Два уголовных дела рассматриваются практически параллельно, и в обоих случаях реальным поводом к уголовному преследованию, возможно, стали их расследования действий силовиков.

Кадыров уже вынес вердикт, адвокаты боятся за свою жизнь
Оюб Титиев.

В Шалинском городском суде Чеченской Республики 9 июля началось рассмотрение уголовного дела в отношении главы грозненского отделения «Мемориала» 60-летнего Оюба Титиева. Правозащитника обвиняют в хранении наркотиков, а глава республики Рамзан Кадыров и его сторонники при каждом удобном случае называют его наркоманом. В связи с этим адвокаты обвиняемого пытались добиться переноса суда в Москву, так как они не верят, что местная Фемида осмелится идти против власти региона. Однако верховный суд Чечни им отказал.

В «Мемориале» считают уголовное преследование частью общего плана по выдавливанию правозащитников из Чечни. Причем давят не только на Титиева, но и на его адвокатов. Как подчеркнул член правления «Мемориала» Олег Орлов, неизвестные сожгли автомобили ингушского и дагестанского офисов «Мемориала», на которых ездили адвокаты, а в Дагестане угрожали сжечь и само отделение. В результате первый адвокат Титиева Султан Тельхигов решил покинуть Россию.

Напомним, Титиева задержали в Чечне 9 января, когда он выехал из Курчалоя в сторону села Майртуп, где его ждал знакомый. По дороге его автомобиль остановили сотрудники ДПС. В салоне они нашли пакет, в котором хранилось примерно 180 граммов марихуаны. Титиев отказывается признавать свою вину в хранении наркотиков. По его словам, запрещенное вещество ему подкинули силовики.

В ходе расследования из уголовного дела пропали 23 вещественных доказательства, также выяснилось, что в день задержания по пути следования автомобиля правозащитника не работала ни одна из камер видеонаблюдения. Защита Титиева утверждает, что записи видеокамер и пропавшие вещественные доказательства наверняка бы доказали невиновность правозащитника, но именно поэтому их нет в уголовном деле.

Коллеги Титиева полагают, что поводов к его задержанию могло быть несколько, но все они связаны с его профессиональной деятельностью. Во-первых, на протяжении 2017 года он расследовал сообщения о массовом убийстве подозреваемых в экстремизме в январе того же года на территории полка патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова. Родственники нескольких человек осмелились подать официальное заявление на имя уполномоченной по правам человека в России Москальковой и председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. Смерть 4 из 27 удалось подтвердить, судьба остальных до сих пор неизвестна. Несмотря на то что уголовное дело не было возбуждено, международная общественность очень остро восприняла новость.

Во-вторых, задержание Титиева произошло ровно через две недели после того, как спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что аккаунты Кадырова в соцсетях блокируются из-за «псевдоправозащитников, работающих во всяких комитетах и центрах». По его словам, эти люди продались Вашингтону за «30 сребреников», чтобы дестабилизировать ситуацию в России. В связи с этим Даудов подчеркнул, что, если бы в России «не был бы мораторий, с врагами народа следовало бы «салам алейкум», и всё».

Как бы там ни было, Титиев уже второй сотрудник «Мемориала», который стал фигурантом уголовного дела за последнее время. Напомним, его карельский коллега Юрий Дмитриев обвиняется в развратных действиях. Впервые его задержали в конце 2016 года по обвинению в изготовлении порнографии с участием несовершеннолетней приемной дочери. Весной 2018 года его оправдали по этому эпизоду, но осудили на 2 с половиной года за хранение ржавого обреза ружья, непригодного для стрельбы. Однако в конце июня Дмитриева повторно арестовали, так как у следствия оказались новые улики. Между тем сторонники карельского правозащитника утверждают, что он попал в поле зрения силовиков из-за подготовленной им книги о расстреле тысяч репрессированных во времена Большого террора на полигоне «Сандармох».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27726 от 10 июля 2018

Заголовок в газете: «Салам Алейкум» вместо доказательств

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру