Дебилизация школы

Мосгордума предлагает учить детей-инвалидов в обычных школах.

13 февраля 2008 в 18:36, просмотров: 814

Московская городская Дума предлагает «создать условия» для обучения детей-инвалидов по общеобразовательным государственным стандартам образования в обычных учебных заведениях – будь то школа или университет. Постановление об этой законодательной инициативе московских депутатов принято в первом чтении. Через неделю пройдет второе, а затем вопросом озаботится Госдума. 

Помощь людям с ограниченными возможностями, дело, бесспорно, благое. Тем более в получении образования, и тем более детям. Именно «по отношению к детям, старикам и инвалидам,-- подчеркнул при обсуждении вопроса на заседании Мосгордумы депутат Михаил Москвин-Тарханов, - определяется уровень цивилизованности общества». И это совершенно справедливо. Здоровым детям, кстати, тоже полезно учиться в одном классе с незрячим ребенком или инвалидом-колясочником. Это научит их заботливости, готовности помочь, сделает чуточку добрее и даст наглядный урок того, что все люди разные, а, стало быть, приучит к толерантности. 

Казалось бы, реши только технические вопросы – пристрой к школьному крылечку пандус для инвалидной коляски и издай побольше учебников по методике Брайля – и все «условия» созданы. Однако на самом деле это не так. Пытаясь решить одну проблему, законодатель может создать другую – не менее серьезную. 

Фактически готовящаяся поправка к федеральному закону «Об образовании» открывает общеобразовательную школу для детей-инвалидов с психическими отклонениями, хотя ни современная школа, ни учителя, ни дети, ни родители принять их в обозримом будущем не смогут. Да и вряд ли захотят. «Любой родитель скажет вам, что это – неправильное решение,- заявил «МК» президент общественного проекта «Собрание родителей» Игорь Литвененко. – И опасения вызывает не только боязнь за своего ребенка. По нашим законам, за образование детей отвечает не школа, а только родители. Но несмотря на это мы лишены возможности оперативно влиять на образовательный процесс. В таких условиях обучение детей с психическими отклонениями в обычных школах значительно  ухудшит и без того низкое качество нашего образования. А, значит, пойдет во вред всем детям». 

Принять в обычную школу умственно отсталых детей не позволят также и нынешняя школьная программа с методикой преподавания. По оценке экспертов Фонда «Дети России» за темпами обучения в обычной школе не успевают и до трети здоровых детей - что уж говорить о больных. Впрочем, с точки зрения главы фонда Бориса Альтшулера, как раз эту проблему приход умственно отсталого ребенка в обычный класс поможет разрешить, ибо школьную программу тогда придется сильно упростить. «Школа должна стать пространством, благоприятным для детства, а не потогонной системой, где и здоровые дети еле выдерживают. У нас же она все больше напоминает курсы по повышению квалификации для брокеров»,- подчеркнул он «МК». 

Правда, сделать это не в ущерб качеству образования можно лишь на основе полной перестройки методики преподавания, специально оговорился правозащитник. А, значит, придется полностью поменять программу, а также спешно переучивать учителей: российским педагогам придется овладеть опытом зарубежных коллег по «ведению урока сразу в нескольких планах в расчете на разные уровни учеников одного класса». Понятно, что решение подобной задачи потребует массу времени и средств. Однако, по мнению Альтшулера, дело того стоит. «Школу и так и так надо либерализовать. Тогда она станет лучше для всех. А инициатива Мосгордумы может ускорить этот процесс»,- подчеркнул он «МК». 

Что же касается проблем, которые могут возникнуть при совместном обучении здоровых и психически больных детей, то ее, по мнению детского правозащитника, снимет сопровождение каждого больного ребенка взрослым – на уроках или на переменах, в зависимости от индивидуальных особенностей больного. «За рубежом это часто делают волонтеры. Пора вводить этот институт и у нас»,- считает он.



Партнеры