А за образование ответишь!

Российская академия образования переизбирает президента.

Как стало известно «МК», 26-28 марта пройдет общее собрание Российской академии образования (РАО). Центральная интрига мероприятия – выборы нового руководства академиипервые со времени принятия новых правил, введенных законом «О науке» в 2007 году. Впрочем, скорее всего, первый блин выйдет комом: по сведениям «МК», академия расколота по вопросу о дальнейших путях своего развития, а, значит, и оптимальной кандидатуры президента. 

Официальный список претендентов на пост главы РАО пока не оглашен, однако, по неофициальным данным,  в выборах снова примет участие нынешний президент РАО Николай Никандров. Вокруг его кандидатуры и разворачивается скандал. 

Формальных препятствий к переизбранию Никандрова после выпадения из закона статьи о возрастных ограничениях для претендентов на пост главы госакадемии нет. Фактически же сохранению за ним президентского кресла в РАО сложилась серьезная оппозиция. Академики убеждены: именно под руководством нынешнего президента РАО, призванная осуществлять научное сопровождение реформы образования, с поставленной задачей не справилась. Все основополагающие решения 2007 года, включая введение ЕГЭ, переход на полную одиннадцатилетку, образовательный стандарт нового поколения, были приняты без участия РАО – а ведь именно эти шаги властей определят лицо отечественного образования на обозримое будущее, подчеркивают оппозиционеры. 

По их мнению, ответственный за «провалы» Никандров должен уйти, сдав свое кресло новому человеку. Какому именно – оппозиционеры спешно договариваются (пока в кулуарах РАО называется несколько имен). «МК» будет внимательно следить за развитием событий, пока же представим основные точки зрения. 

Академик РАО Володар Краевский: 

Положение дел в настоящее время нельзя охарактеризовать иначе, как кризисное. Академия к концу периода своей истории, который с полным основанием можно назвать потерянным десятилетием, оказалась на грани полного краха. Это – годы, потерянные для образования, для педагогической науки и для огромного и такого нужного народу и стране дела реформирования образования. Вина за это лежит в первую очередь на руководстве РАО во главе с ее президентом Н.Д.Никандровым. 

Несмотря на то, что в настоящее время только текущее бюджетное финансирование РАО ежегодно доходит до полумиллиарда рублей, результаты научной деятельности «не тянут» на эту сумму. Так, затратив огромные деньги, РАО разрабатывала для школы образовательные стандарты. Утвердить их должны были депутаты Госдумы. Однако этого не произошло. Еще одним провалом стало выдвинутое руководством РАО предложение сделать российскую школу 12-леткой. Три года боролись за эту идею. Она оказалась негодной, а усилия напрасными. 

Ключевые изменения последних лет в системе образования России произошли фактически без влияния академии образования, а порой  вступают в противоречие с тем, что предлагает это научное учреждение. Так, помимо  РАО  в российской системе образования введен Единый государственный экзамен; коренным образом изменяются финансово-экономические механизмы деятельности образовательных учреждений; обновилась нормативно-правовая база; наметились устойчивые тенденции модернизации содержания и методов образования, растет сектор непрерывного образования. Все это делается силами и по инициативе отдельных проектных групп, инновационных образовательных учреждений. Научная поддержка и осмысление изменений крайне слабы, что делает практически невозможным  предотвращение  рисков и издержек происходящих перемен.   

За последние десять лет академия настолько удалилась от школы, взглядов и интересов педагогического сообщества, что междоусобные склоки и разбирательства затмевают любые актуальные исследования и разработки. 

Президент Российский РАО Николай Никандров: 

Нынешний курс РАО сформировался 10 лет назад, когда и академия, и страна, и условия жизни людей были совершенно другими. Ну а на некоторых направлениях произошли изменения стратегического характера – например, в содержании школьного образования. (Сейчас, напомню, образовательный стандарт понимается гораздо шире, чем прежде, поскольку помимо полученных знаний включает результаты образования, формирование навыков и компетентности, а также условия, в которых проходит образовательный процесс). 

Но и с учетом этих и других радикальных перемен последнего десятилетия, я убежден: курс РАО был выстроен правильно – максимальная приближенность к практике в сочетании с развитием теории, что, собственно, и является основной задачей академии. Мы должны научно обеспечивать развитие образования – делаем, делали и будем это делать впредь независимо от того, кто победит на выборах президента РАО. 

Не буду утверждать, что деятельность академии была идеальной. Более того, думаю, что нужны некоторые изменения, и прежде всего – расширение понимания объекта наших исследований – стандарта образования. Возможно, также стоило бы провести и некоторые структурные изменения в академии. Не хочу сейчас касаться будущей стратегии академии, поскольку это – отдельная большая тема. Отмечу лишь, что главным, стратегическим направлением нашей работы будет работа над новыми образовательными стандартами. 

В целом же, напомню, что оптимальный – значит, наилучший в данных условиях. Поэтому еще раз отмечу, что стратегическое направление развития академии было выбрано правильно. Кстати, это подтверждает и внешняя оценка нашей деятельности – за небольшими исключениями, так сказать, на личностной основе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру