Оценки подвергнут усушке и утруске

Российские власти хотят повысить, а британские – понизить оценки в аттестатах о среднем образовании.

В конце учебного года весь мир сдает экзамены, каждый раз пытаясь улучшить их результаты. Во всех странах свои ноу-хау. В Великобритании, например, существует целая система надбавок за так называемую «экзаменационную травму». А российские чиновники, справедливо ожидающие с 2009 года вала двоек в связи с переходом ЕГЭ в штатный режим, готовятся ввести дополнительные баллы по математике для гуманитариев.  

Возможность улучшить отметку, либо продлить время сдачи экзамена на аттестат зрелости у британских школьников существует давно, напоминает газета Daily Mail. Узаконивая ее, психологи исходили из того, что экзамен – всегда стресс, и, испытывая его, ребенок, успешно работавший несколько лет, может растеряться и показать худшие результаты, чем мог бы. Особенно – если испытанию сопутствуют неблагоприятные обстоятельства, будь то смерть близких или обычная головная боль. А потому, решили они, будет справедливо уравнять шансы «неудачников», добавив им дополнительные баллы к экзаменационной оценке.

Например, за недавнюю гибель родителей или других близких родственников школьник имеет право на пятипроцентную надбавку к реально полученной оценке. За смерть дальнего родственника – 4%, за менее крупную неприятность, случившуюся в день экзамена – 3%, а за приступ сенной лихорадки или перелом конечности – 2%. Даже не поддающиеся учету и проверке «состояние стресса», «сильное волнение» или «головная боль» могут принести каждому желающему дополнительный 1%.  

Не воспользоваться халявными баллами просто грешно – это поняли даже хладнокровные британцы. Страну захлестнул бум апелляций, связанных с «экзаменационной травмой», и вал желающих получить травмо-баллы продолжает расти. По данным Национального профсоюза учителей Великобритании, в 2005 году он не достигал 250 тысяч человек, а в 2007-м превысил 300 тысяч.  

Сейчас же, по оценке экспертов, ситуация полностью вышла из-под контроля: «получить хорошую экзаменационную оценку стало совсем легко – достаточно лишь сказать, что ребенок опечален гибелью любимой аквариумной рыбки – и дело в шляпе». А поскольку этот трюк не проделывает теперь только ленивый, итоговые оценки выпускников школ перестали соответствовать действительности, утверждают они.  

Учителя требуют «оградить школу от чрезмерного давления со стороны родителей, стремящихся во что бы то ни стало повысить оценки своих детей», пишет Би-Би-Си. И сделать это – «упорядочив», а, по сути, ужесточив, правила предоставления дополнительных баллов: «Если мы заинтересованы в том, чтобы получить представление о реальных знаниях и способностях ребенка, экзамен должен быть честным. И мы должны обеспечить эту честность», – обозначила позицию Национального профсоюза учителей Кейт Айвенс. «Считаю, что настало время составить четкий перечень правил апелляции, который учитель может показать родителям и сказать: «Вот мое руководство к действию. Оно составлено с учетом мнений образовательного сообщества, очень разумно и обязательно для исполнения», – подытожил требования коллег глава профсоюзного Управления образования Джон Бэнгс. 

Исполнительная власть не возражает. Британские надзорно-контрольные органы в сфере образования (аналог российского Рособрнадзора) уже пообещали «в этом году с особым вниманием отнестись к причинам, приводимым школьниками в качестве оснований для получения надбавки», – цитирует главу ведомства Изабел Нисбет Daily Mail.  

Пока английские чиновники прикидывают, как перекрыть лазейки для завышения экзаменационных оценок, их российские коллеги решают прямо противоположную задачу. С 2009 года единственным способом оценки знаний выпускников российских школ становится ЕГЭ, а принцип «+ 1 балл», до сих пор позволявший выставить итоговую «тройку» даже завалившим ЕГЭ по математике и по русскому языку, отменяется. Предполагается, каждый получит то, что заслужил. Но если это произойдет, аттестаты о среднем образовании получит лишь половина выпускников будущего года: по многолетним наблюдениям по одной лишь математике «двойку» получает каждый пятый одиннадцатиклассник. А ведь есть еще литература, физика, химия…  

Во многих странах уполовиненный выпуск – обычная практика. Однако российское общество воспримет его как национальную катастрофу, а потому Рособрнадзор экстренно ищет выход из тупика. Предлагается много вариантов, но, скорее всего, власти пойдут на то, чтобы снизить «порог двоек» для аттестата.  

Сейчас ЕГЭшный «неуд» «весит» от 0 до 20 баллов – что в школе, что в средненьком вузе (в элитных университетах – своя шкала пересчета баллов). Однако с будущего года эти значения могут развести. Например, для «тройки» в аттестате будет достаточно 15 баллов, но для поступления в вуз «тройка» будет начинаться с 30 баллов, предполагает начальник управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора Валентин Шаулин.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру