Выставка великого фотографа Мартина Мункачи открылась в Москве

Казалось бы, с развитием новейших технологий фотография в XXI веке должна была перечеркнуть прошлый век с его несовременностью.

16 октября 2008 в 16:35, просмотров: 1015

Ан нет! Ведь чтобы поймать «тысячную долю секунды», которую на лету ловил всемирно известный фотограф Мартин Мункачи (1896-1963), нужен не только неодушевленный объектив, а острый глаз, разум и талант. Итак – «Думай, когда снимаешь», выставка Мартина Мункачи в Манеже.

Фотография представляет неподвижные объекты, не так ли? А если объект в момент съемки двигается? Однажды Мункачи, снимая пляжный костюм для журнала мод, заставил манекенщицу битый час бегать туда-сюда по пляжу. Зачем? У самого фотографа уже не спросишь, но зритель четко ощущает: на снимке запечатлен миг, когда движение до того выпукло, до того “в собственном соку”, что превращается в неподвижность. Один-единственный миг, когда в движении возникает пауза. Именно она-то, эта пауза в движении, и говорит обо всем.

Человек в защитном шлеме и очках летит на мотоцикле. Скорость такая, что земля обращается в размытую полосу, вращения колес уже не видно, а сам мотоциклист замирает в воздухе над дорогой. Движение в точке, замершее движение.

Или другой снимок. Какие возникают ассоциации со словом теннис? Ракетки, белые футболки, убранные волосы, загорелая кожа, движение. На этой фотографии Мункачи все так и есть: мужчина и женщина, спортивные во всех смыслах. Еще за секунду до вспышки они носились по корту, а сейчас – краткая пауза. Женщина прижимается к спине мужчины. Тяжелый, напряженный взгляд обоих направлен в одну сторону. Объединенная нежность – против зависшей за кадром опасности (или противника). Миг съемки пройдет – и снова замелькает мяч, загорелые руки с ракетками взлетят в воздух.

Фотография 1930-го года «Три мальчика на озере Танганьика» сделала Мункачи не просто знаменитым, а значительным фотохудожником. Об этом снимке писал Анри Картье-Брессон: «Я неожиданно понял, что с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени». Три обнаженных подростка, сфотографированные со спины в виде темных силуэтов, бегут к воде, к белых брызгам. Каждый мускул играет молодостью, радостью жизни, бесконечностью этого мига.

Венгр по происхождению, Мартин Мункачи в 1928-м оказался в Германии, а после прихода Гитлера к власти в США. Его фотографии печатаются в ведущих американских журналах, он делает необычные портреты Катрин Хепберн, Лесли Ховард, Джейн Рассел, Марлен Дитрих и других звезд Голливуда. После смерти о Мункачи забывают. Сейчас, спустя много лет, к ушедшему полвека назад фотографу вернулся интерес во всем мире. Выставка организована при поддержке «FF&P».



Партнеры