Кандинский с политическим подтекстом

Премия современного искусства окончилась позором.

11 декабря 2008 в 20:39, просмотров: 526

Премия Кандинского, которую жаждет получить каждый актуальный художник, выбрала своих лауреатов. Итог оказался настолько неожиданный, что многие художники сразу после оглашения имени главного победителя, завоевавшего победу в номинации «Проект года», закричали «Позор жюри!».

Нас встречали митингом

На второй Премии Кандинского все пошло сразу как-то непредвиденно. Первая неожиданность ждала гостей во внутреннем дворе Винзавода. Компания социалистов устроила минимининг. Молодые ребята заявили: мол, работы Кандинского использовали фашисты. Как в демократической стране можно вручать Премию, названную именем якобы фашистского художника? Крикливую молодежь никто не пытался прогнать, хотя неподалеку крутилась целая свора охранников. Значит, акция протеста была разрешена заранее...

Идем дальше. Церемония, как и полагается на серьезных премиях, началась с опозданием. Первые аккорды развеселили: на сцене появились два французских жандарма. Кстати, в роли полисмэнов были те самые актеры, которые в прошлом году изображали «целующихся милиционеров» со скандальной работы «Синих носов». Жандармы показательно изнасиловали резиновую куклу. И сразу после этого действа на сцене появились «Синие носы». В прошлом году Саша Шабуров и Слава Мизин тоже вели церемонию. Получилось зажигательное веселое шоу, сделанное с изрядной долей юмора. В этом году «Носов» встречали уже как полюбившихся ведущих. Прежде чем приступить к церемонии вручения призов, организаторы напомнили, каким был прошедший художественный год. На трех огромных экранах появилась видео-хроника событий. В центре внимания оказалась ситуация с Олегом Куликом. В октябре этого года галерист Елена Селина повезла на ярмарку современного искусства FIAC фото со знаменитого перформанса «человека-собаки». Более 30 работ Кулика были арестованы таможенной службой Франции, а сама Селина подверглась допросам. Этот скандал породил волну публикаций в российских СМИ и ярую реакцию художественной общественности. На Премии Кандинского очередной скандал с «человеком-собакой» был обыгран со всех сторон: и жандармы были, и видеохроника.

Если скандал с Куликом только косвенно касается политики (русско-французских отношений), то следующий этап церемонии напрямую связан с властью. Дело в том, что на Премию Кандинского специально приглашен философ Борис Гройс. Он сейчас живет в Кельне. Перед оглашением победителей Гройс прочел мини-лекцию на тему «Власть и искусство». «Как только мы вступаем в политическое поле, то уже не можем быть объективными», – сказал философ. По мнению г-на Гройса, искусство может говорить о политике либо хорошо, либо плохо. А если пытается объективно взглянуть на ситуацию в стране или мире, то политики оказываются всегда недовольны. Такой вот парадокс.

Предупреждение молодым

Итак, с лирикой покончено, перейдем непосредственно к вручению. Перед тем, как раскрыли первый заветный конверт с именем победителя в номинации «Молодой художник года», зрителей ждал небольшой сюрприз. Знаменитые братья Чепмены показали для начинающих художников видео. Герои – шарики, наполненные краской, воспроизвели истории, связанные с трагическими судьбами художников. Вспомнили и Уорхола, и ухо Ван Гога, и кончину Поллока...

– Мы еще мягко с вами поступили, – заявил Динас Чепмен. – Этот фильм сделан специально для молодых мальчиков и девочек, которые вместо того, чтобы заниматься бизнесом, пошли в искусство.

Правда, «Молодым художником года» оказалась в итоге Диана Мачулина. Она уже не такая юная: ей 27 лет. Диана выставляется часто и участвовала во многих проектах. К слову, в этой номинации могут участвовать художники, не достигшие 30-летнего возраста.

Мачулина, работающая в духе диалектического реализма, представила на суд жюри работу «Труд». На картине – живописное воспроизведение знаменитой фотографии на первой полосе газеты от 9 мая 1985 года. Снимок запечатлел выступление Михаила Горбачева на заседании членов ЦК КПСС. Сама фотография была сделана неудачно, поэтому журналисты решили передвинуть трибуну с выступающим в центр кадра. Передвинуть – передвинули, а отрезанная голова первого президента СССР осталась на столе перед Терешковой... Из-за такого конфуза вся редакция «Труда» была тут же уволена. А фотография стала самой легендарной огрехой журналистов.

– Было много политического искусства, – сказала Мачулина, принимая статуэтку. – И это хорошо. На этом островке, где мы сейчас находимся, у всех только одна проблема: кто получит приз. Но есть и много других. Надеюсь, что политического искусства будет больше.

Правда, эта работа Мачулиной скорее ностальгия по советскому прошлому, мало связанная сегодняшними политическими процессами. Зато на себе, как оказалось, Диана носит проблемы современной жизни страны.

В завершении речи интерес ведущих привлекла футболка Дианы. Как выяснилось, на ней изображены два юноши, пострадавшие от дедовщины во время службы в армии.

– Одному ампутировали ноги, а второй не выжил, – пояснила Диана.

Сомалийские пираты добрались до искусства

И вот пробил час «Медиа-проекта года». Перед вручением знаменитая художница, «бабушка перформанса», Марина Абрамович напомнила зрителем о фигуре Кандинского. Пока Марина с развевающемся флагом в руках стояла на специально вынесенном для ее перформанса подиуме, на экране мелькали цитаты из разных книг Василия Кандинского... С флагом Абрамович сильно походила на революционерку. Мужественное лицо, пробирающая музыка... В общем, она вправду сделала настоящую революцию в 70-х, и Кандинский тоже в художественном смысле революционер...

Итак, на победу в данной номинации претендовали сильные видео-мастера. Довольно известная группа «Синий суп», талантливый художник из Самары Владимир Логутов и малоизвестная группа «ПГ». Неожиданная победа «ПГ» стала настоящим сюрпризом. Приз коллектив, состоящий из четырех художников, получил за работу «Установка мобильной агитации». В ней ребята не стеснялись использовать порнографические образы и нецензурную лексику. Получать премию участники вышли в черных масках с прорезями для глаз и представились сомалийскими пиратами.

– Нас миллионы и мы везде. А благодарить за приз не будем, ведь мы его заслужили! – высокомерно сказали они и угрожающе добавили: «Четыре-пять месяцев мы даем этой стране, потом она превратится в Сомали! Никаких шуток!».

После таких слов даже юмор «Синих носов» как-то поутих. Церемония все больше стала напоминать политизированный фарс.

Главный шок был впереди.

«Россия вперед!»

Наконец, церемония добралась до тяжеловесов. В номинации «Проект года» представлены три мастера. Двое из них уже гуру в современном искусстве.

Дмитрий Гутов представил «Проект Б/У». Работа очень ностальгическая, задевает за живое, но не самый сильный проект художника... Свои старые любимые вещи – велосипед, радио с одной кнопкой, ракетка для пинг-понга – Дмитрий решил увековечить, впаяв в железный забор.

Борис Орлов вместил в выставочное пространство Премии «выдержку» из своей известной работы «Воинство земное и небесное» – «Парад астральных тел». Большинство сидящих в зале думали, что именно этому художнику достанется приз, ведь Орлов потратил на создание своей работы почти 40 лет! Это, можно смело сказать, дело всей его жизни.

Но судьба распорядилась по-иному...

Третий претендент – Алексей Беляев-Гинтовт представил проект «Родина-Дочь». Работой Беляев-Гинтовт выразил свою активную политическую позицию: Россия ослабела, ее нужно удочерить, защитить и перестроить, что он и пытается сделать. Каждый объект (всего их около 20) он пропечатал собственными ладонями.

Перед последним, решающим вручением нас ждал еще один перформанс. От братьев Гао. На сцене появилась фигура Мао Цзэдуна почему-то с женской грудью. Братья на глазах всех ее разбили.

– Кажется, что китайцы смелые, – заметил Саша Шабуров, – но на самом деле такие проекты китайцев предназначены на экспорт...

Итак, решающий момент: Борис Гройс открывает конверт и называет имя победителя... «Алексей Беляев-Гинтовт» прозвучало в напряженной тишине, и уже в следующую секунду зал наполнился гулом и криками: «Позор жюри!!!». Первым закричал Анатолий Осмоловский – победитель прошлой Премии Кандинского. Удивленная и откровенно разочарованная публика стала быстро покидать зал. А счастливый победитель кричал: «Россия вперед! Мы создадим новую страну! Родина-мать зовет!»...

Даже когда имя Беляева-Гинтовта появилось в тройке лидеров, его кандидатура уже показалась странной. Но победы его никто не ожидал. К чему пришло искусство?..

Только один Кулик радовался. Из его уст фраза «всем позор!» звучала как насмешка над всем происходящим фарсом.  



Партнеры