Сухо и некомфортно

Могут ли запылать московские лесопарки?

В Москве, конечно, жить хорошо. Вся Центральная Россия уже подсчитывает убытки от пожаров и со страхом ждет новых возгораний, а в столице актуальной проблемой по-прежнему остается жара да запах гари. Но как долго продлится такое относительное благополучие? И могут ли запылать московские лесопарки? Это попытались выяснить корреспонденты “МК”, проведя рейд по зеленым массивам столицы.
Могут ли запылать московские лесопарки?

В столице насчитывается 96 парков, 14 садов, 16,6 га городских лесов, а общая площадь зеленых насаждений достигает едва ли не трети от общей площади города. Так что с зеленью в Москве все в порядке. Это-то и пугает, потому что аномальная жара подготовила все условия для возгорания.


Парк “Сокольники”. Под ногами шуршит даже не пересохшая трава, не просто сухие листья, а готовая смесь для трута. Поваленные недавним сильным ветром деревья с уже сухой, как порох, листвой — идеальный материал для пожара. Однако “старожилы” парка — крепкие мужики, занимающиеся на турниках, — к пожарной безопасности относятся довольно скептически.


— Раньше здесь, — они указывают на огромный заболоченный котлован, — был пожарный пруд. Помнится, в 70-е годы, когда горел выставочный комплекс, его только с помощью этого пруда и потушили. Потом воду сюда запускать перестали. Так что в случае чего быть беде.


Напротив “Сокольников” расположен национальный парк “Лосиный Остров”. Заместитель гендиректора по охране территории Владимир Соболев дает такую статистику к размышлению:


— Территория парка 12 тыс. га. Из них в Москве находится 3090 га. На московских участках трудятся всего 5 инспекторов. Эти люди со специализированным высшим образованием трудятся за зарплату в 15 тысяч рублей. Но следят за порядком на своих участках. Уже пять раз за сезон мы сообщали о возгораниях в МЧС. Сообщают о непотушенных кострах и гуляющие, что не может не радовать.


Однако не все граждане такие сознательные. Едва заходим на территорию “Лосинки” со стороны Богородского шоссе — тут же видим готовое кострище, только спичку поднеси. Что характерно, пустая канистра из-под моторного масла валялась тут же рядом. Там даже что-то булькало внутри. Как инспекторам удается отследить ситуацию на огромной территории — одному богу известно.


Отправляемся на другой конец Москвы, в Битцу. Проникаем в парк со стороны улицы Миклухо-Маклая и сразу видим двух рабочих в спецовках, следящих за чистотой и порядком. Один из них, назвавшийся Толиком, говорит, что парк делится на три участка. На каждом — 35 уборщиков. Гуляющие их работой довольны. И в самом деле вдоль дорожек чистенько.


Но едва мы зашли в глубину лесного массива, как сразу увидели три свежих кострища. По словам работников парка, пикники с шашлыками устраивают в парке регулярно и никакие штрафы и угрозы т.н. “отдыхающих” не пугают.


Шли мы по пересохшему лесу и надеялись. Надеялись на то, что хоть когда-нибудь пойдут дожди. Поскольку без них гарантию от пожара в черте Москвы вряд ли кто даст.


Дмитрий Кафанов



“ТЕ, КТО ПРЯТАЛСЯ В ПОДВАЛАХ, ПОГИБЛИ...”



Спецкор “МК” побывала в зоне бедствия в Подмосковье



После страшного пожара в Луховицком районе люди печально известного села Моховое начинают приходить в себя.

— Если честно, все мы в первые 3—4 дня находились в шоке. Я вот до сих пор не верю, что моего поселка уже нет. В памяти постоянно всплывают жуткие картины. Не могу понять, зачем люди прятались от пожара в погреб? Все, кто это сделал, погибли. Многие говорят, что им просто не на чем было уехать. Но это не так. Все, у кого был транспорт, старались забрать “безлошадных”. Ведь для эвакуации в критический момент никаких транспортных средств от администрации района не было, — с дрожью в голосе говорит Николай Огородников. — Моего односельчанина Сергея Васильевича Чачина разыскивала дочь. Может, поначалу у нее и была маленькая надежда, что отец с кем-то уехал. Он ведь жил один, был инвалидом. А сейчас она уверена, что он не смог бы эвакуироваться самостоятельно. Тем более при разборе завалов на месте его дома были найдены человеческие кости.


Жители Белоомута помогают своим землякам кто чем может: несут к училищу все, что может пригодиться, — одежду, обувь, лекарства, продукты.


В минувшее воскресенье Светлана и Андрей Григорьевы приехали в поселок Белоомут (здесь разместили потерявших кров) из соседнего Зарайского района, чтобы поддержать погорельцев.
— Мы привезли продуктов на десять тысяч, в том числе разнообразные консервы, крупу, масло. Из сладостей купили мармелад, вафли, печенье — надо хоть чем-то и детишек порадовать. Здесь, как оказалось, обосновались пять семей с несовершеннолетними детьми. Одеяла, подушки и постельное белье мы отвезли в училище, где временно проживают люди из Мохового, — рассказывает Андрей. — Здесь, на месте, мы узнали, что набирается группа добровольцев для тушения пожара в окрестных лесах, и решили с женой тоже поучаствовать. Здесь были добровольцы из Дединова и Белоомута.
Григорьевы рассказали, что боролись с возгораниями в лесу в составе десяти человек, вооруженных лопатами, палками и канистрами с водой.


— Меня очень удивил тот факт, что наша группа в лесу ковырялась фактически одна, в то время как в поселке стояло с десяток пожарных машин, вокруг ходили люди в форме, разговаривали между собой и никуда не спешили, — делится впечатлениями Григорьев.


В воскресенье в Моховом были похороны.


— Хоронили Ефремовых — мать с сорокалетним сыном, они погибли в подполе, пожилую женщину Липаткину, она ни в какую не захотела покидать дом во время пожара, — рассказывают “МК” сельчане.
В воскресенье в поселок Белоомут приезжал губернатор Громов. Обещал выплатить всем пострадавшим компенсацию: каждый погорелец получит по 100 тысяч рублей — из федерального бюджета, такую же сумму — из областного бюджета плюс 10 тысяч рублей по линии соцзащиты. Для каждой семьи будет построено новое жилье — скорее всего оно станет продолжением улицы в поселке Белоомут.


* * *


Глава Ногинского района Владимир Лаптев в беседе с корреспондентом “МК” был уверен, что ситуация на вверенной ему территории находится под контролем.


— У нас не сгорело ни одного жилого дома! Были пожары в районе Купавны, этот участок граничит с Железнодорожным. ЧП случилось в садовом товариществе, пожар ликвидирован. В Старой Купавне горят торфяники, — говорит Владимир Николаевич. — По сравнению с воскресеньем нам удалось уменьшить площадь горения на 6 га: вчера пожары бушевали на 26 гектарах, а сегодня уже на двадцати.


Местные жители рассказали, что в небе постоянно дефилируют вертолеты. В этом лично убедился корреспондент “МК”.


— Мы используем два вертолета: один мониторит обстановку — он разведчик, другой используется для оперативного тушения — у него на борту емкость с водой, — говорит глава Ногинского района.



Светлана ПЕТРУШЕВА.



МЧС НАРИСОВАЛО КАРТИНУ БЕДСТВИЯ



Спасатели опасаются выходных: граждане в лесу могут снова зажечь



Семь тысяч очагов пожаров действует на территории России. За прошедшие сутки, по данным на утро понедельника, ни один дом не сгорел. Ежедневно возникает около 300 новых очагов, 95% которых тушится в тот же день. Пострадало 77 населенных пунктов в 10 субъектах РФ. Погибло 34 человека, 756 размещено во временных пунктах. Такие данные приводились вчера в МЧС на селекторном совещании с участием первого заместителя председателя Правительства РФ Виктора Зубкова и главы МЧС Сергея Шойгу.


В настоящее время на пожарах задействовано 155 тысяч человек (128 тысяч — сотрудники МЧС) и 55 тысяч единиц техники. В Центральном федеральном округе группировка уже увеличена в 2 раза. В случае дальнейшего обострения ситуации подготовлен резерв из 80 тысяч человек и 12 тысяч единиц техники. Авиация совершила за неделю 400 вылетов. Это 500 часов налета. Сброшено 11 тысяч тонн воды. Спасено 265 населенных пунктов.


На сегодня одной из самых сложных остается обстановка в Московской области. На совещании представитель областного правительства доложил, что за сутки возникло 93 очага пожара. 27 локализованы и опаханы. Проблемными, как всегда, остаются Шатурский, Егорьевский, Орехово-Зуевский, Коломенский, Луховицкий районы. Режим чрезвычайного положения введен в 14 муниципальных районах. Пострадало 5 населенных пунктов, 44 дома уничтожено пожаром. Из них 9 — многоквартирные. Общая площадь сгоревшего жилого фонда — 5712 кв. метров. Пострадало 114 семей, это 247 жителей. 18 человек находятся в больницах. Сейчас на подмосковных пожарах задействовано 3699 человек и 1214 единиц техники.


— Надо активизировать работу в СМИ по разъяснению поведения людей в лесу во время аномальной жары, — сказал Сергей Шойгу. — Мы опять имеем всплески в выходные, а в итоге опять всю неделю будем догонять то, что ликвидировали раньше. Должны соблюдаться правила поведения в лесу. Мы должны не только запрещать людям приходить в лес, но и объяснять им, что и как делать в этой ситуации.


Не менее сложная ситуация сложилась в Рязанской области. Как доложил представитель местного правительства Валерий Ионкин, сгорело 262 дома, 739 человек остались без крова, 7 человек погибло. В настоящее время в регионе работают карельские пожарные-десантники. К вечеру прибудут пожарные с Дальнего Востока. Работают пункты социальной поддержки, началась выдача материальной помощи пострадавшим. Ожидается техника из Тульской области. Ждут самолеты для тушения пожаров в заповеднике, для точечных очагов министр обещал помочь вертолетами.


Во Владимирской области озабоченность главы МЧС вызвал очаг пожара в 7 километрах от Гусь-Хрустального. Но местный представитель заверил его, что в городе начали создавать защитные полосы, а к очагу подведен трубопровод — и началась заливка.


Первый зампремьера Виктор Зубков заявил, что правительство принимает все меры по выделению денежных средств и строительству жилья.


“Хочу обратить внимание территориальных окружных управлений лесного хозяйства на более тесное взаимодействие с МЧС и Минобороны. Нужно не допускать повторных возгораний, заранее делать расчеты. Работать на опережение там, где лес примыкает к населенным пунктам. Следить за пожарными емкостями, чтобы там всегда была вода”.




Олег Фочкин

 

МЕЖДУ ТЕМ

В некоторых СМИ появились сообщения, что МЧС не хватает авиационного керосина. Как заявил руководитель авиаслужбы МЧС РФ Рафаиль Закиров, никаких проблем с заправкой вертолетов и самолетов нет. Сейчас в сутки МЧС тратит 130—150 тонн керосина на лесных пожарах. За сутки было сделано 49 вылетов, сброшено 3417 тонн воды.


Как заявил глава МЧС Сергей Шойгу, в ближайшее время будет закуплено еще 8 спецсамолетов для тушения “Бе-200”. Кроме того, все вертолеты “Ми-8” и “Ка-32” Минобороны и МВД будут оборудованы выливными устройствами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру