Проблема школьной еды чрезвычайно остра. Должно быть, поэтому ответственность за ее решение столичные чиновники предпочли разделить с общественностью. Так в октябре 2011 года появился Общественный совет по питанию школьников во главе с председателем Всероссийского педагогического собрания, ректором Московского госуниверситета технологий и управления (бывший пищевой институт) Валентиной Ивановой.
Совою работу Совет начал с обследования ключевого звена школьного питания – комбинатов, обеспечивающий едой 76% школ Москвы. Типичными недостатками, сообщила «МК» член Совета, директор Института технологического менеджмента МГУТУ Татьяна Шленская, «оказались поставки продуктов ненадлежащего качества и использование замороженного мяса. (Последнее строжайше запрещено законом: детскую еду должны готовить только из охлажденного сырья – «МК»). А вот с готовыми блюдами дело обстоит лучше: серьезные претензии у проверяющих возникли лишь к одному из обследованных комбинатов питания».
«Поставщики сырья не всегда обеспечивают должное качество продуктов. Нужен специальный регламент с требованиями ко всем участникам процесса питания»,-- решили общественники. Среди других их рекомендаций: ежедневный контроль за меню в школьных столовых; постоянное наличие альтернативных блюд, ибо популярностью у детей пользуется далеко не все; переход на питание по возрастным группам (первоклассникам и, скажем, одиннадцатиклассникам медики рекомендуют разные наборы продуктов); отказ от нынешней практики раздачи детям отрезанных кусков фруктов; запрет на использование пищевых продуктов с пограничным сроком годности. «Запас годности продуктов школьного питания,-- подчеркнула «МК» Валентина Иванова,-- должен быть не менее половины срока».
Обозначились и системные проблемы. Первую, по словам Ивановой, удалось решить: «С 1 января 2012 года за всю цепочку школьного питания в столице будет отвечать Департамент образования Москвы. Ранее он делил ответственность с другими городскими структурами, и это создавало серьезные проблемы». (В Департаменте образования «МК» заверили, что «готовят специалистов, компетентных в области организации школьного питания, и к началу будущего года се будет полностью готово»).
Вторая проблема – срок действия контрактов на поставки – решена частично. С 1 января, сообщила Иванова, «победители аукциона получат контракт на 1 год (ранее он действовал всего полгода). Но нужен контракт на 3 года». (В противном случае «контрагенту» не выгодно вкладываться в качественное оборудование и подготовку кадров). А вот к третьей проблеме не удалось даже подступиться. И это при том, что ее значимость, возможно, перевешивает все остальные.
В будущем году, констатировали члены Общественного совета, «основным способом отбора поставщиков школьного питания останутся аукционы. Все другие варианты опротестовываются Федеральной антимонопольной службой. А, значит, выигрывать право кормить детей как и прежде будут компании, предлагающие не самые лучшие продукты и услуги, а самые дешевые».
По словам Ивановой, «сложилась совершенно абсурдная ситуация. Столичный бюджет выделяет на питание школьника по 140 рублей в день. А кормить его предлагают на 95-100 рублей. Понятно, что качество такого питания страдает. А вот, что совершенно непонятно, так это – куда идет разница». Такая ситуация будет восрпоизводиться снова и снова. Единственный выход, считают в Общественном совете, изменение законодательства: «Нужно решение Мосгордумы об особой процедуре организации школьного питания в Москве и поправки к федеральным законам». А чтобы дело пошло живее, в Совет должны войти родители. Для этого, подчеркнула Иванова, им достаточно лишь написать заявление.