Жертвы потопа в Приморье отказываются от компенсаций

Спецкор «МК» передает из зоны бедствия

Во вторник около 17 часов по местному времени (11 часов по Москве) в аэропорт Благовещенска прибыл ИЛ-76 МЧС. На его борту прибыл первый заместитель министра ГО и ЧС Сергей Шляков, а вместе с ним группа врачей центра медицины катастроф и психологи. В грузовом отсеке поместилось 3 тысячи сухих пайков для пострадавших и тысяча гидрокостюмов для спасателей. Также спасателей сопровождал корреспондент «МК».

Спецкор «МК» передает из зоны бедствия
Преданный пес Дружок стал легендой Амурской области.

- Мы изменяем немного тактику, - с ходу рассказал Сергей Шляков о последних событиях на фронте борьбы со стихией. - Если раньше жители шли к врачу, то теперь мобильные бригады с помощью плавсредств или автомобилей высокой проходимости в затопленных районах будут работать с населением. Это очень важно, вы сами понимаете, в том числе и в связи с подготовкой к 1 сентября.

После чего замминистра, не теряя времени, отправился ставить задачу подчиненным, а мы отправились в пункт временного размещения пострадавших в село Волково.

В самом Благовещенске внешне все кажется спокойным: люди спешат по своим делам и на многочисленные машины МЧС внимания не обращают. Город стоит на возвышенности и подъем воды его никак не коснулся. Большая вода начинается после моста через реку Зея. Точнее начинается она с благовещенского берега и тянется дальше за горизонт, будто это не река, а море, посреди которого зачем-то проложили двухполосную дорогу. Из в местами торчат вышки ЛЭП и верхушки деревьев. Через 20 минут появляются затопленные дома, а потом и целые деревни. В голове невольно возникает сравнение с блокадной "Дорогой жизни".

- Люди возводят здесь дома на свой страх и риск - объясняет мне сотрудница благовещенского МЧС Анастасия Оленчук. - В этом районе строить было нельзя. Здесь низины да поля.

Кстати, нынешнее наводнение не самое крупное по воспоминаниям старожилов, но самое длительное. Вода здесь стоит уже три недели, а в последние дни даже прибывает.

- Паводок еще не дошел до отметки 1984 года, когда было самое масштабное подтопление, - продолжает Анастасия. - Сейчас вода на отметке 1972 года.

За разговорами не замечаем, как поднимаемся на небольшой холм, на котором стоит Волково. Здесь, в здании школы и разместили пострадавших. А школу переименовали в Пункт временного размещения (ПВР). Всего их по области два десятка.

Внутри школы идет ремонт к 1 сентября, а в спортзале расставлены раскладушки. Население ПВР составляют в основном пожилые люди и дети. Многих из них привезли сюда родственники, которые потом вернулись в свои затопленные дома.

- При эвакуации люди не знали, куда едут, что будут есть, где спать. У людей был шок, - рассказывает старший инспектор-психолог Елена Фомина. - Когда они понимают, что о них заботятся, их эмоциональное состояние улучшается. К сожалению, у многих синдром страха воды возможно не пройдет никогда.

Село Владимировка местные называют "Благовещенской Рублевкой". Некоторые коттеджи здесь достаточно роскошные даже по столичным меркам. Многие строили их в ипотеку, предварительно продав квартиры в городе. Другие, скорее всего давали «на лапу» чиновникам, и те закрывали глаза на строительство в опасной зоне. Теперь все эти особняки почти ничего не стоят. Но люди здесь живут. По оценкам спасателей, которые круглосуточно дежурят у съезда к селу, в своих домах пожелали остаться порядка 80 человек. Те, кто остался, поднялись на вторые этажи — первые затоплены. В общем, почти как в голливудском блокбастере «Водный мир». Вместо машин к дому припаркованы лодки. У кого не было мотора, приспособили к лодке газанокосилку.

Семья пенсионеров Гариповых тоже осталась.

- Вода начала прибывать в шесть утра, - описывает роковой день Алла Гарипова. - Муж приехал с пасеки, еле успел ПАЗик отогнать. "Ниву" не спасли - она так и стоит полузатопленная в огороде. Почему не уехали? Побоялись дорогие вещи оставлять.

Гариповы готовят еду на плите, функционирующей от баллонного газа. Иногда плавают в город за продуктами. Так и живут. Уезжать не собираются. Обещанную властями компенсацию в 10 тысяч рублей считают подачкой, а поэтому даже не обращались за ней. Муж Аллы Георгиевны на вопросы о материальных ценностях отвечает философски: мол, не это главное. Единственное о чем сокрушаются Гариповы - в последние три недели пришлось заново полюбить колбасу, которую они полгода из-за высокого холестерина уже сто лет не ели.


Максим Григорьев

Амурская область

МЕЖДУ ТЕМ

Большая вода наступает также на Еврейскую автономную область. Пока Биробиджан уходит под воду на окраинах, но затоплены даже те дома, которые отделяет от реки Бира мощная дамба. Тележурналист Александр Рогаткин находится в регионе в зоне бедствия. Корреспонденту «МК» он рассказал о том, что видел своими глазами: «Я сейчас по пояс в воде в посёлке Ленинское. Здесь прорвало дамбу, которую спасатели возвели для защиты от паводка. Часть посёлка не пострадала, а часть затоплена. Частные дома ушли под воду по крышу, первые этажи пятиэтажек тоже затоплены. Многие местные жители эвакуироваться отказываются, они обитают на чердаках и верхних этажах. Появились и мародеры, задержано уже 8 человек. Питание людей налажено, большинство пострадавших разместили в здании бывшей школы. При этом вода продолжает прибывать и ситуация становится только сложнее».

В зоне бедствия стражи порядка запретили продажу спиртного. Также власти взяли под особый контроль бывших осужденных и других лиц, которые «склонны к хищению чужого имущества». Например, в Еврейской автономной области в места временного размещения уже вывезли около пятидесяти «склонных к кражам лиц». Кроме того, в районах паводка полиция изъяла для временного хранения часть принадлежащего гражданам оружия, хотя факты хищения оружия пока не зарегистрированы.

Помимо стихии жителям приходится бороться и с чиновниками. Например, жители поселка «Прогресс», ушедшего под воду, были шокированы платежками от «Водоканала», который требовал плату за... полив огородов. Появились в Амурской области и свои легенды: из уст в уста передают историю «амурского Хатико», рассказанную в одной социальной сети хозяйкой собаки Дружка. Мужественный Дружок в пик наводнения сторожил затопленный дом, откуда эвакуировали хозяев, по горло в воде. Его несколько раз пытались вывезти на сушу, но он возвращался на свой пост.

Сюжет:

Наводнения - 2013

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26312 от 21 августа 2013

Заголовок в газете: Водный мир с привкусом колбасы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру