Автомобилям указали на место

Социологи подвели первые итоги работы платных парковок в Москве

29 ноября 2013 в 10:00, просмотров: 1188

1 ноября 2013 года платные парковки Москвы отметили первую круглую дату. Ровно год назад в районе Петровки и Каретного Ряда стартовал эксперимент по организации платного парковочного пространства, который московские власти признали успешным. С 1 июня зона платной парковки охватила все улицы и переулки внутри Бульварного кольца, а вскоре оплачивать стоянку авто нужно будет и в границах всего Садового. Фискальные меры столичного правительства воспринимаются горожанами не совсем однозначно, тем не менее подобная практика давно уже существует во всех цивилизованных странах мира и не вызывает у местного населения никакого раздражения. Они понимают: других рецептов борьбы с пробками и заторами сегодня просто не существует. Москвичам к этому здравому смыслу еще предстоит придти.

Автомобилям указали на место
Фото: Екатерина Новикова

Города с неконтролируемым автомобильным движением представляют из себя довольно плачевную картину: транспорт томится в пробках, тротуары заняты брошенными автомобилями, передвигаться пешком или на велосипеде можно только с риском для здоровья, экология и общее настроение горожан находятся на отрицательной отметке. Назвать такой город комфортным для жизни язык не повернется. Облегчить дорожно-транспортные проблемы, с которыми сталкивается любой мегаполис, может продуманная и взвешенная система платных парковок:

«Существует ряд инструментов, которые позволяют ограничить количество машин в центре, – комментирует создание платных парковок научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Егор Мулеев. – В Москве эти инструменты только начинают применяться, в 1990-е их не было. Хотя почти во всем мире парковки в центр города платные. В Лондоне и еще нескольких зарубежных городах пошли еще дальше – там действует платный въезд на территорию центра. Интересно, что система платных парковок есть даже в городке Кембридж, который по масштабам сравним с российским Ростовом. Для нас меры платной парковки – по большей части только первые шаги по управлению транспортом».

По мнению экспертов, чтобы ограничить количество машин на дорогах, надо попросту сделать перемещение на автомобиле неудобным. Как бы кощунственно это не звучало, поездки в центр на личном авто должны стать для москвичей слишком затратными и экономически невыгодными. "Проблема решится, когда изменится транспортное поведение населения, – продолжает Егор Мулеев, – когда проезд на личном транспорте станет дороже, чем на общественном. Для этого надо развивать сеть общественного наземного транспорта, который также является инструментом увеличения пропускной способности дорог".

Первые месяцы работы платных парковок внутри Бульварного кольца практически сразу же дали положительный результат: количество личного транспорта, въезжающего на территорию Бульварного кольца, уменьшилось на четверть, на 10% возросла скорость движения, среднее время парковки одного автомобиля уменьшилось на 60 %, а главное в центре Москвы появились свободные места для автомобилей, чего давно уже не наблюдалось. Если раньше среднее время стоянки авто составляло 6-7 часов, то с введением платной парковки максимальное время стоянки ограничилось 1 часом 20 минутами. Подобный результат специалисты по транспорту оценили как успешный.

«Опыт первых месяцев работы проекта в Москве показал, что разгрузить центр города за счет платной парковки действительно возможно, – отметил руководитель столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов. – Чтобы платные парковки начали приносить реальную пользу, нужно активно взаимодействовать с населением и автомобилистами, собирать обратную связь о проекте и постоянно совершенствовать все элементы системы Московского парковочного пространства. Очень важно повысить удобство сервиса оплаты и контроля платных парковок.

Всего в центре города было оборудовано более 4 000 парковочных мест, 1900 информационных щитов, 39 табло и порядка 150 паркоматов. Право на бесплатную парковку получили многодетные семьи, участники Великой Отечественной войны, награжденные медалью за оборону Москвы и инвалиды. Кроме этого бесплатной парковка осталась для мотоциклов и электромобилей. Было посчитано, что с начала действия проекта платными парковками в пределах Бульварного кольца воспользовались более 200 тыс. горожан, льготные разрешения получили 5307 человек, из них 35,69 % являются жителями центра — так называемыми, резидентам, 63,9 % инвалиды и 0,41% составляют многодетные семьи.

Поначалу москвичи со скепсисом отнеслись к фискальным мероприятиям мэрии. Однако со временем между действиями городских властей и пожеланиями горожан наметился консенсус — оказалось, что большая часть пожеланий по части совершенствования платных парковок у жителей и департамента транспорта совпадает. Например, рассматривается вопрос отмены оплаты в ночные часы и праздничные дни, идет также речь об увеличении размеченных парковочных мест, обсуждается выдача дополнительных резидентных разрешений на одну квартиру при наличие у собственников нескольких автомобилей. Все это технические вопросы, которые городские власти предполагают решить в ходе совместного обсуждения с жителями. По данным опроса, проведенного в середине сентября Всероссийским центром изучения общественного мнения, многие из горожан признают пользу и необходимость платных стоянок: порядка 45% московских автолюбителей положительно оценивают проект. В качестве основных преимуществ москвичи чаще всего называют высокий уровень технического оснащения парковок (49%), доступность информации о свободных местах в зоне платной парковки (45%) и разнообразие способов оплаты.

Интересно, что среди сторонников платной парковки одинаково часто встречаются автомобилисты и пешеходы. Они отмечают возросшую комфортность передвижения, сокращение числа автомобилей и пробок, а также увеличение количества свободных мест для стоянок. Около трети участников опроса полагают, что исторический центр должен быть удобен прежде всего для пешеходов (33%; среди пешеходов такого мнения придерживаются 40%), почти треть респондентов пришли к убеждению, что платная парковка – действенный способ управления количеством автомобилей на городских дорогах.

Не стоит забывать и о том, что жители центральных районов Москвы получают от платных парковок ощутимую финансовую выгоду - все собранные за парковку средства направляются в муниципалитеты тех районов, где они были собраны. «Парковочный заработок» предполагают инвестировать в благоустройство района, учитывая при этом пожелания и предложения жителей. Например, их можно направить на организацию шлагбаумов на въезде на дворовую территорию, тем самым ограничить ее для проезда сторонних, чужих автомобилей. Передача денег муниципалитетам произойдет в первой половине следующего года, а во второй половине эти средства уже будут использованы по назначению. К слову, выручка от платных парковок получается совсем не маленькая: за 4 месяца реализации проекта общая сумма оплаты составила 113 млн. рублей, а всего, с момента запуска пилотного проекта в Тверском районе, было собрано свыше 136 млн. рублей.

В департаменте транспорта Москвы согласны с тем, что система платных парковок в столице пока еще далека от совершенства. Улучшать дорожное пространство города чиновники предполагают опираясь на пожелания горожан. "Опрос жителей центра позволил выявить ряд новых проблем, что в перспективе поможет дальнейшему совершенствованию системы платных парковок, – сообщил глава ВЦИОМ Валерий Федоров. – Так, 46% опрошенных указали на необходимость создания дополнительных перехватывающих парковок, а также на необходимость совершенствования работы общественного транспорта". В числе первоочередных «поправок» в работе платных парковок — совершенствование системы оплаты. Сегодня оплатить стоянку наличными можно через сеть специальных терминалов. В пределах Садового Кольца установлено 454 таких аппарата. Кроме этого оплачивать парковку можно теперь и в салонах сотовой связи — такая техническая возможность появилась буквально на днях. Нарушителям правил парковки, конечно, придется не сладко: им придется не только заплатить штраф за нарушение правил остановки и стоянки, а кроме этого оплатить эвакуацию и содержание автомобиля на специальной стоянке. Эти меры, конечно, вынужденные, но без подобных ограничений, как показывает мировая практика, оптимизировать автомобильное движение в городе не удастся. В настоящее время проект платных парковок дорабатывается и совершенствуется, и уже с 25 декабря зона платной парковки расширится до границ Садового кольца

 Глаголева Ирина

Черединкова Татьяна



Партнеры