Олимпиада под грифом «секретно»: по двое в комнате на 6 кв. м.

«Почему в сборных командах отдается преимущество русским?»

 

Слово «олимпиада» упоминается все чаще, – до начала зимних игр в Сочи остались считанные дни. Но если заглянуть не в будущее, а в прошлое? – Именно это и сделали организаторы выставки в Выставочном зале федеральных архивов, открытие которой – 6 декабря. Экспозицию назвали интригующе: «Белые Игры под грифом «секретно». (СССР и зимние Олимпийские игры. 1956 – 1988 г. г.»

«Почему в сборных командах отдается преимущество русским?»
Архивы Олимпиады

Такое название совершенно оправдано. Большая часть демонстрируемых архивных документов снабжена была в свое время грифом «секретно», который «дезавуировали» лишь в наши дни.

Что же секретили в спортивно-соревновательной области в советские времена? – Об этом рассказывают материалы, предоставленные Российским государственным архивом новейшей истории, Государственным архивом РФ, и еще несколькими нашими и зарубежных архивами и музеями.

Архивы Олимпиады

Начало начал – Решение ЦК ВКП(б) (конечно «совершенно секретное»!) от 18 апреля 1951 года «О вступлении советских спортивных организаций в Международный олимпийский комитет».

Вскоре после этого посланцы свежеиспеченного члена МОК отправились на сессию Олимпийского комитета в Вену, и, судя по демонстрируемым на выставке документам, поддержали там в числе прочих инициатив весьма своеобразную идею: «...предложение о включении в программу зимних Олимпийских игр состязаний по борьбе, боксу, штанге и гимнастике...»

Архивы Олимпиады

Впрочем, сильно бороться за осуществление таких «прожектов» у нас, видимо, не собирались, а вот по части медальных планов – тут, начиная с первой же поездки советских спортсменов на их «дебютную» зимнюю Олимпиаду в 1956 году руководство СССР заняло жесткую позицию. «... Поставить перед советскими спортсменами задачу завоевание общекомандного 1-го места и первых командных мест по тем видам спорта, в которых они примут участие...»

«Главное – не победа, главное – участие». Как бы не так! – Тем, кто не готов внести реальный вклад в копилку медалей, вообще на Олимпиаду ехать не надо. Перед Играми 1956 года один из «профильных» отделов ЦК КПСС разразился критикой в адрес Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту при Совмине СССР, который «...без достаточных обоснований включил в состав делегации спортивные команды по фигурному катанию, двоеборью и прыжкам с трамплина, которые по своей спортивно-технической подготовке не в состоянии завоевать не только первые командные места,.. но и вообще призовые места».

Архивы Олимпиады

Помешать триумфу советских атлетов могла и наша доблестная армия, – точнее призыв в ее ряды перспективных спортсменов. На сей счет отправлена была 31 июля 1962 года из Центрального совета Союза спортивных обществ и организаций СССР в ЦК партии записка «О предоставлении отсрочки от призыва в армию хоккеистам и футболистам, участвующим в Олимпийских играх»: «...Просим рассмотреть вопрос об освобождении от прохождения военной службы в армии футболистов и хоккеистов примерно 180-220 человек, на период подготовки советских спортсменов к олимпийским играм в Инсбруке и Токио...»

В условиях «холодной войны» Олимпиады становились местом противостояния двух общественно-политических систем, и победы в спортивных состязаниях были призваны подтвердить правильность выбранного страной курса. Ради того, чтобы «взбодрить» наших спортсменов и добиться, чтобы они «умыли» противников-капиталистов, советское руководство было готово на самые серьезные материальные траты. Порой отнюдь не «профильные».

Из записки Комитета по физической культуре и спорту в ЦК КПСС от 22 августа 1975 года: « В целях повышения активной работы по идейно-политическому воспитанию спортсменов при подготовке к XII зимним и XXI летним Олимпийским играм Комитет, совместно с ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ полагает целесообразным выпуск многотиражной газеты «За нашу победу!» для сборных олимпийских команд страны... (Бумага на печать будет обеспечена в счет экономии по издательству газеты «Советский спорт».)...»

Архивы Олимпиады

Пресловутый денежный вопрос (а речь-то о валюте!) порой преподносил неприятные сюрпризы. Перед зимней Олимпиадой-1980 в Лейк-Плэсиде только успели спортивные функционеры отрапортовать в ЦК о том, что «стоимость полного содержания каждого члена советской спортивной делегации составит 27,5 долларов», а Олимпиада, едва начавшись, огорчила своими суровыми реалиями.

Из записки Комитета по физической культуре и спорту в ЦК КПСС 11 февраля 1980 года: «...В Олимпийской деревне созданы трудные условия для проживания, что отрицательно сказывается на настроении спортсменов и может сказаться на результатах их выступлений. Участники размещены по 2 человека в комнатах площадью 6 кв. метров, в которых практически отсутствуют окна,.. отсутствует нормальная вентиляция, помещения не имеют достаточного количества туалетов и душевых... В целях создания нормальных условий для проживания, отдыха спортсменов Комитет полагает целесообразным дополнительно снять в аренду за пределами Олимпийской деревни 2 коттеджа на 20-30 спортсменов, которые претендуют на медали. А также арендовать 2 автомашины. На указанные цели требуется 31,975 тыс. рублей в свободно конвертируемой валюте.»

И, продолжая финансовую тему, – о премиях нашим спортсменам-победителям. Этой стороне прежних состязаний посвящена на выставке отдельная витрина. Из помещенных там архивных документов (тоже получивших в свое время гриф «совершенно секретно») можно узнать, например, что, согласно постановлению Совмина СССР от 2 июля 1947 года было разрешено выплачивать спортсменам премии за их достижения на крупных международных соревнованиях лишь по шести видам спорта: футболу, борьбе, боксу, гимнастике, гребле, бегу на лыжах. Размер премий, если переводить на масштаб цен в брежневские времена – от 500 до 1500 рублей (можно напомнить, что хорошей тогда считалась зарплата в 200-250 «рэ»). А согласно постановлению Совмина от 25 марта 1959 года «О поощрении спортсменов и тренеров за высокие спортивно-технические достижения» чемпионы олимпийских игр могли получить 4000 тогдашних рублей.

Впрочем считалось официально, что советские спортсмены деньгами особо не интересуются. У них – другие заветные мечты.

Из телеграммы 4-кратной олимпийской чемпионки в беге на коньках Лидии Скобликовой, отправленной ею из Олимпийской деревни в Инсбруке 4 февраля 1964 года на имя Никиты Хрущева: «...самая заветная моя мечта – стать членом партии Ленина...» Ну как не уважить замечательную бегунью? – Реакция в Москве последовала незамедлительная. Из протокола №132 заседания Президиума ЦК КПСС от 6 февраля 1964 года: «...26. Заявление тов. Скобликовой Л. П. о приеме ее в члены КПСС. Отмечая выдающиеся спортивные достижения тов. Скобликовой на IX Олимпийских играх, ЦК КПСС постановляет: Принять тов. Скобликову Лидию Павловну, члена ВЛКСМ, в порядке исключения в члены КПСС без прохождения кандидатского стажа.»

Сложный период в нашей олимпийской истории – московская Олимпиада-80. Готовясь к ней, «наверху» старались предусмотреть все, и подстраховаться на все случаи. В экспозиции представлен вопросник с «эталонными» «неудобными» вопросами, которые «задают зарубежные корреспонденты представителям советского спортивного движения». Вот лишь некоторые образцы: «Правда ли, что поездки советских спортсменов на международные соревнования подчинены целиком внешней политике правительства?» «Почему в сборных командах отдается преимущество русским?» «Как получается, что у вас олимпийские чемпионы, как мы вычислили, по 7-10 лет считаются студентами и аспирантами?» «По нашим подсчетам ваши хоккеисты, баскетболисты, волейболисты и др. не имеют времени на учебу в вузах, службу в учреждениях и в армии так как они играют с выездами по 8-10 месяцев в году. Кто они – любители или профессионалы?» «Верно ли, что на время проведения Олимпийских игр из городов, где они будут проводиться, будут выселены евреи и армяне?»

После бойкота, объявленного Америкой и некоторыми другими странами московской олимпиаде, через 4 года, перед олимпийскими играми в Лос-Анджелесе наши партийные лидеры никак не могли решить: отправлять ли туда советскую сборную.

Из протокола заседания Секретариата ЦК КПСС 1 ноября 1983 года: «...8. О направлении советской делегации на зимние и летние Олимпийские игры 1984 г. Гамов (председатель Спорткомитета СССР – ред): В соответствии с постановлением ЦК вопрос об окончательной заявке на участие советской делегации в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе будет решен с учетом международной обстановки и получением гарантий безопасности для советской делегации от правительства США... Обстановка будет трудной. Американцы всячески стремятся осложнить условия участия наших спортсменов в Олимпиаде. Обрабатывают спортсменов и судейский аппарат...»

Видимо для некоторых посетителей выставки сюрпризом станут экспонаты, рассказывающие о первой попытке «пробить» зимнюю олимпиаду в Сочи.

Из записки Совета Министров РСФСР в ЦК КПСС от 24 мая 1989 года: « Совет Министров РСФСР просит рассмотреть вопрос о выдвижении кандидатуры г. Сочи и пос. Красная Поляна на проведение зимних Олимпийских игр 1998 года... Председатель СМ РСФСР А. Власов.»

Ну вот, теперь, 16 лет спустя, идея все-таки сработала!

Наряду с архивными документами в экспозиции представлены фотографии, зафиксировавшие самые яркие и запоминающиеся эпизоды прошлых зимних Олимпиад, образцы спортивного инвентаря и одежды олимпийских чемпионов, памятные вещи, сувениры и олимпийский факел зимних игр в Инсбруке 1976 года.

Выставка «Белые Игры под грифом «секретно» будет открыта в Выставочном зале федеральных архивов (Б. Пироговская ул., д. 17) с 7 декабря 2013 г. до 23 февраля 2014 г. ежедневно с 12 до 18 часов. Выходные дни – понедельник, вторник, 1 и 2 января. Вход на выставку бесплатный.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру