Хроника событий СМИ: пропавший малайзийский Boeing был захвачен "лишним" пассажиром Эксперты подтвердили обнаружение крыла пропавшего малайзийского рейса MH370 В Средиземном море нашли обломки пропавшего самолета EgyptAir Перед исчезновением над Средиземным морем A320 подал сигнал бедствия EgyptAir: A320 упал примерно в 280 километрах от побережья Египта

Судьба малайзийского Боинга MХ370: факты, домыслы, версии

Эксперт в области безопасности полетов – о таинственном исчезновении лайнера

4 апреля 2014 в 11:55, просмотров: 35964

Поиски пропавшего почти месяц назад малайзийского Боинга-777 до сих пор не дали никаких результатов. Своими версиями и рассуждениями делится Сергей Мельниченко, Генеральный директор КАА «Безопасность полетов» и член Всемирного Фонда безопасности полетов.

Судьба малайзийского Боинга MХ370: факты, домыслы, версии
фото: Александр Астафьев

На днях один американский военно-морской офицер заявил, что самолет Малазийских авиалиний может лежать на такой глубине, что его могут и не найти. Ранее его фамилия никак не фигурировала в поисках, поэтому нас несколько удивило то, что известное британское издание разместило его мнение сразу же за словами министра обороны и и.о. министра гражданской авиации Малайзии о том, что поиски будут продолжаться, пока самолет не будет найден.

Что это? Мировую общественность начали готовить к тому, что тайна исчезновения рейса МХ370 так и останется нераскрытой? Удивительно, что это произошло на фоне второй волны демонстраций родственников китайских пассажиров, требующих от Малайзии рассекретить ход расследования и объяснить свои действия.

Родственникам пассажиров начаты первоначальные выплаты, однако никто не выдает свидетельств о смерти. Страховые компании начинают консолидировать средства для страховых покрытий, однако горе, вызванное потерей родных и друзей, убытки, которые несет общество в результате снижения уровня доверия к тому, что тебя обязательно найдут и спасут, не поддается никакому количественному измерению.

Молчание ИКАО

По правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), за проведение расследования ответственность несет та страна, на территории которой произошло авиационное происшествие, либо страна, в которой было зарегистрировано воздушное судно.

ИКАО в своей истории дважды проводило расследования – в 1973 году, когда ливийский пассажирский самолет был сбит израильтянами над Синайским полуостровом, и в 1983 году, когда пассажирский самолет из Южной Кореи был сбит советским истребителем.

До сих пор ни на сайте штаб-квартиры ИКАО в Монреале, ни на сайте регионального офиса ИКАО в Бангкоке нет информации в отношении авиационного происшествия, которое волнует весь мир.

Становится понятным, что законодательство ИКАО не полностью отвечает реалиям сегодняшнего дня, поскольку ситуация с Боингом определяет Малайзию как государство, ответственное за проведение расследования, в то время как остальные 25 государств, помогающие поисковым работам, действуют на добровольной основе.

Наверное, ИКАО необходимо задуматься об авиационном законодательстве в отношении не только территории государств и их территориальных вод, но и в отношении тех колоссальных океанических пространств, которые не подпадают под юрисдикцию ни одного государства.

Позиция ИАТА

Никаких заявлений гендиректора Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) в отношении происшествия не последовало, и это объяснимо: пока расследование не нашло самолет и не установило хотя бы предварительные причины происшествия, заявлять, в общем-то, нечего.

Малазийские авиалинии в январе 2006 года успешно прошли аудит ИАТА по безопасности (IOSA) и получили соответствующий сертификат, который подтверждался проверками через каждые два года. Авиакомпания числится в списке прошедших аудит безопасности и сегодня.

12 марта ИАТА опубликовала «Руководство по перевозке литиевых батареек», никоим образом не упоминая исчезнувший рейс. Днем ранее Национальный Совет по безопасности на транспорте США указал на наличие в карго-манифесте ионно-литиевых батареек, которые, если они были упакованы неправильно, могли самовоспламениться. Грузоотправитель же утверждал, что они были упакованы в соответствии с требованиями ИКАО к перевозке таких грузов. Это породило волну слухов, что на самолете мог произойти пожар. Однако горящий самолет долго лететь не может, а последний сигнал от него был зафиксирован в 08:11, то есть, через семь с половиной часов после взлета.

Может, публикация ИАТА просто совпала по времени с обсуждением версии о пожаре? Ответа нет...

Вокруг поисков

Как могло произойти, что уже почти месяц в регионе, где интенсивность полетов находится на втором месте в мире, уступая Северной Америке, но опережая Европу, несмотря на интенсивные поиски, не могут обнаружить даже малейшие следы суперсовременного авиалайнера?

Сначала в Южно-Китайском море нашли несколько обломков и масляные следы вьетнамские военные, но на следующий день опровергли эту информацию. Высокопоставленный вьетнамский военный заявил, что их военные локаторы способны находить на поверхности моря предметы размером 2,5х2,5 метра, но затем сообщил, что его неправильно поняли.

Потом малазийские военные с задержкой сообщили, что вели самолет по своим локаторам, пока он не пропал в Малаккском проливе. А на вопрос журналиста на пресс-брифинге о том, почему в этом случае не было согласования между военными и гражданскими диспетчерами, тот самый министр обороны оправдывался, что его подопечные «думали, что экипаж выполняет указания гражданского диспетчера». Удивительная безалаберность! Думаете, ответственный за расследование министр обороны/и.о. министра гражданской авиации быстренько покинет свой пост? Не угадали, он планируется в будущем на должность нынешнего премьер-министра (и одновременно его родственника).

Затем пришло сообщение, что два жителя видели низко летящий самолет над Мальдивскими островами. Расследователи попросили мальдивскую полицию срочно проверить эту информацию, и оказалось, что эти два жителя просто хотели попасть в новости СМИ…

Появились ясновидящие, толкователи, шаманы, актеры, псевдонаучные специалисты, твердо утверждавшие – искать надо там-то. Результат нам известен.

Затем нашли обломки в одном месте, потом в другом, в третьем, четвертом, пятом… И только сегодня какие-то предметы были подняты на борт китайского корабля, но они не идентифицированы.

Задержки

Они начались, когда самолет, скорее всего, еще находился в воздухе. Диспетчерская служба Малайзии известила авиакомпанию о том, что самолет исчез, только через два часа после того как он пропал с экранов гражданских радиолокаторов. Прошло еще шесть часов, и только тогда появилась официальная информация о том, что рейс исчез. Только через три дня американцы сообщили, что их спутники не зафиксировали взрывов в воздухе в интересующий расследователей промежуток времени.

Только 16 марта появились первые спутниковые снимки с предполагаемыми обломками. Только 19 марта специалисты Inmarsat сообщили, что последний сигнал от двигателей самолета зафиксирован в южной части Индийского океана. Только спустя пять дней они сказали, что самолет следует искать несколько в другом месте, а не там, где его искали. Только 28 марта прошла информация, что самолет летел быстрее, чем предполагалось, и район поиска необходимо сдвинуть еще на 1100 километров…

Экипаж

Рейс МХ370 обслуживали десять бортпроводников. В кабине экипажа два летчика – опытный капитан и относительно молодой второй пилот. В ходе расследования выясняется, что второй пилот ранее во время рейса впускал пассажиров в кабину пилотов, что абсолютно недопустимо.

С капитаном еще интереснее. За десять минут до вылета ему звонит неизвестный человек с телефона, сим-карта которого была приобретена по поддельным документам. Пару месяцев назад капитану объявили выговор за то, что он при выполнении полета отключил предохранители одной из связных систем самолета. Тренировался?

Женат второй раз, но и вторая семья на грани разрыва, жена уходит, что он очень сильно переживает последние несколько недель. И это несмотря на то, что у него есть еще одна женщина. Друзья сегодня говорят, что он был в таком состоянии, в котором летать нельзя.

А еще дома летный тренажер с пятью аэродромами в Индийском океане, а за пять дней до полета он стирает из памяти тренажера три своих полета. Куда он «летал»? Какие ситуации тренировал? ФБР, которое обещало «вытащить» стертую информацию, молчит, сообщая лишь о том, что на жестком диски имеются «следы» от файлов, которые были стерты позднее, чем 3 марта. Что это, некомпетентная работа участвующих в расследовании малазийских специалистов?

Маневры

В истории гражданской авиации известно несколько случаев, когда один из пилотов предлагал другому под каким-то предлогом покинуть кабину, затем запирался в ней и совершал суицид, «прихватив» с собой десятки ни в чем не повинных людей.

Перевод самолета в резкий левый крен, затем в набор запредельно возможной высоты, последовавшее экстренное снижение, выравнивание, снова снижение, - все это могло говорить о том, что кто-то в кабине экипажа пытается создать перегрузки, которые могли помешать другим членам экипажа или пассажирам передвигаться.

Также отметим: сначала были отключены ACARS и приемоответчик, и только после этого экипаж попрощался с гражданским диспетчером. То есть, налицо злой умысел, а не отказ техники.

Самолет нужно найти

Это нужно родственникам пассажиров и членов экипажа, потому что жить в неведении о судьбе родных невыносимо.

Это нужно Малайзии, чтобы доказать, что она не хуже развитых стран мира может провести сложнейшие поиски и расследование всех деталей происшествия.

Это нужно Малазийским авиалиниям, чтобы доказать, что ее пилоты не злоумышленники, а герои, до последнего пытавшиеся спасти пассажиров, экипаж и самолет.

Это нужно организациям, осуществлявшим техническое обслуживание самолета, чтобы доказать, что все его системы работали нормально.

Это нужно малазийскому консолидатору груза, перевозившегося на самолете, чтобы доказать, что среди него не было ни оружия, ни других опасных грузов, а был только тот груз, который указан в карго-манифесте.

Это нужно Китаю, ведь большинство пассажиров были гражданами КНР. И чтобы узнать, не замышлялось ли что-либо противозаконное против тех китайских граждан, которые могли владеть какими-то супер-секретными сведениями или материалами.

Это нужно Австралии, чтобы доказать свою эффективность в проведении поисков в южной части акватории Индийского океана.

Это нужно ИКАО, чтобы доказать, что ее требования к упаковке ионно-литиевых батареек, которые перевозились на самолете, полностью адекватны, и на борту не могло произойти пожара из-за того, что упаковка оказалась недостаточно надежной.

Это нужно еще многим и многим по разным причинам. Но самолет до сих пор не найден. Поиски были начаты в Южно-Китайском море, затем переведены в Малаккский пролив, затем в район Андаманских и Никобарских островов, затем в южную часть Индийского океана, затем сдвинуты на 1100 километров…

В каком случае самолет находить не надо

Наверное, только в двух: если это была какая-то дьявольская операция каких-то спецслужб, либо если самолет был где-то сбит. Тогда надо тянуть время и подкидывать расследователям ложную информацию о различных местах поисков, чтобы те велись где угодно, но не там, где надо. Впоследствии можно приступить к постепенной обработке массового сознания, что самолет, возможно, не найдут.

Смотрите видео: Текст радиообмена пропавшего "Боинга"

01:56

Пропал самолет. Хроника событий


Партнеры