Чистый четверг - время зажечь свечу. Религиозные традиции и народные обычаи

Священник Александр Борисов - о том, как христианские каноны пересекаются с языческими обрядами

17 апреля 2014 в 01:18, просмотров: 47707

В этот день во время пасхальной трапезы, которую Иисус совершил на день раньше обычного, было установлено великое таинство Евхаристии. С этого дня на протяжении двух тысяч лет в разных уголках земного шара священниками совершается это таинство. Во время богослужения православным верующим предлагается причаститься Тела и Крови Христа, которые подаются им под видом хлеба и вина. Католики причащают своих прихожан только особым освященным хлебом – облатками.

Чистый четверг - время зажечь свечу. Религиозные традиции и народные обычаи
Тайная вечеря. Фреска Афонского монастыря.

Попробуем проследить, что происходило в этот трагический и великий день. В одной из своих проповедей священник Александр Мень напоминал: «В то самое время, когда на Елеоне Христос вел с учениками беседу о последних днях, Иуда тайно проник во дворец Кайафы, чтобы встретиться с представителями власти. Он предложил саддукеям свой план: схватить Иисуса ночью вне города, не привлекая внимания толпы.

Иуду, конечно, стали расспрашивать о замыслах Учителя и Его приверженцах. Вероятно, Искариот сообщил, что Иисус, по его мнению, намерен провозгласить Царство Божие в день Пасхи.

Опасаясь, что это будет какой-нибудь новый дерзкий акт, вроде изгнания торговцев из храма, иерархи ухватились за возможность своевременно предотвратить соблазн. Хотя арест был сначала отложен на послепраздничные дни, содействие Иуды заставило Синедрион изменить решение, тем более что он вызвался сам провести стражу к месту, где обычно укрывался Иисус.

Раз вступив на путь предательства, Искариот не мог остановиться. Теперь уже он был намерен извлечь и выгоду из своей измены. «Что хотите дать мне?» — спросил он, после чего архиереи немедленно заплатили ему за помощь. Получив деньги, Иуда как ни в чем не бывало вернулся к Учителю.

Утром, в четверг Иисус велел апостолам готовиться к седеру, пасхальной трапезе. По уставу ее следовало начинать вечером 14 нисана, которое в том году приходилось на пятницу.

Но Господь знал о предательстве, знал, что Ему осталось быть на свободе меньше суток, и поэтому хотел успеть встретить Пасху в кругу учеников. «Великим желанием возжелал Я вкусить эту пасху вместе с вами прежде Моего страдания, — сказал Иисус, — ибо говорю вам: не буду вкушать ее, доколе не исполнится она в Царстве Божием». Апостолы поняли эти слова по-своему. Даже когда накануне Он говорил: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие», они не верили в трагическую развязку и продолжали думать, что нынешний седер станет кануном Его торжества.

— Где нам приготовить пасху? — спросили ученики. Было бы надежней оставаться в Вифании, но Иисус послал их в город к одному из Своих тайных последователей. Пасха должна была совершиться по закону — в Иерусалиме. 
 — Идите в город к такому-то, велел Он Петру и Иоанну, и скажите ему: «Учитель говорит: время Мое близко. У тебя Я совершу пасху с учениками Моими».

Предание сохранило для нас это священное место. До сих пор паломникам в Иерусалиме показывают на горе Сион горницу, в которой проходила последняя трапеза Христа: «Оберегая эти драгоценные часы, Он принял меры предосторожности. Имя владельца дома было названо только двоим. Христос дал им знак: у ворот они встретят человека с кувшином, который и проводит их. Обстановка секретности начинала беспокоить учеников: двое из них даже вооружились на случай внезапного нападения.

Неизвестно, можно ли было приобрести ягненка и совершить положенное жертвоприношение за день до праздника. Не исключено, что обычай позволял это, ибо тысячи и тысячи паломников желали принять участие в обряде. Во всяком случае, неведомый друг Учителя позаботился обо всем. На исходе дня Иисус с учениками пришел в Иерусалим. Впервые за эту неделю Он готовился провести там ночь. Хозяин уже ждал их.

Большая верхняя комната была выметена и выстлана циновками. Все остатки квасного хлеба, по обычаю, были уничтожены. На столе находились лишь глиняные тарелки с опресноками, кувшины с вином, кубки. О запеченном ягненке, или самой «пасхе», евангелисты не упоминают, но, если наше предположение правильно, было подано и это традиционное блюдо.

Каждая трапеза, сопровождавшаяся молитвами, считалась у иудеев своего рода обрядом. В ней участвовали только члены семей или маленькие братства, «хабурот». Места во время таких вечерей занимали по старшинству, которое строго соблюдалось. Поэтому апостолы, войдя, стали спорить: кто будет ближе к Учителю.

Однако Иисус напомнил им, что не только в эту торжественную минуту, но и в любое время они должны побеждать всякое честолюбие. Ветхозаветные пророчества нередко изображали мессианское Царство в виде пира. Если судить по многим притчам Христа, Он дорожил этим символом. Для Него собравшиеся за праздничным столом братья олицетворяли мессианскую общину, Главой которой был Он Сам. По тогдашнему обыкновению все возлегли на низких ложах: Иоанн рядом с Господом, Симон — напротив Него; поблизости находился и Иуда.” В этот вечеро было устанволено таинство Евхаристии. Разломив и подавая ученикам хлеб, Иисус произнес: “Примите, едите, этот есть Тело Мое за вас ломимое. “ Пуская по кругу чашу с вином, Он произнес: “Пейте от нее все, это есть кровь Моя, за вас изливаемая во сотавление грехов”...

Великий четверг на Руси издревле оборос различными языческими обычаями. В ночь со среды на четверг Страстной недели или утром в Великий четверг один раз в году готовили четверговую соль.

Этот обычай имеет древние корни. Он известен с праславянских времён, когда за солью признавали возможность отпугивать тёмные силы. В сборнике постановлений церковного Собора XVI века «Стоглаве» рассказывается об использовании четверговой соли. Традиция была распространена в Нижегородской, Ярославской, Московской и Владимирской губерниях, откуда распространилась и на Сибирь.

Крупную смоченную соль смешивали с квасной гущей или мякишем ржаного хлеба, вымоченным в воде, завязывали в тряпочку или клали в старый берестяной лапоть. Затем ставили в печи на самый жар или же закапывали в пепел и плотно закрывали створку на три-четыре часа. Либо соль перекаливали на сковороде. После чего толкли в ступе, всё это время читая молитвы. Потом соль освящали в алтаре, веря, что она после всего этого приобретает магические свойства.

Чёрный цвет соли — искусственный, в который поваренная соль окрашивается при запекании. «Четверговую соль» весь год хранили на божнице за иконами. Во время пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись после заутрени. Соль принимали внутрь при сглазе и различных недугах, растирались её раствором. Заболевшей скотине давали посоленный ею хлеб, либо разводили щепотку соли в поилке.

В Сибири соль, смешанную с золой, добавляли в зерно перед посевом, а её раствором поливали гряды при посадке лука, капусты и огурцов. «Четверговая соль» считалась также оберегом. Ее зашивали в ладанку и носили на груди рядом с нательным крестиком, брали с собой, когда отправлялись в дальнюю дорогу, либо на войну. Щепотку соли, завёрнутую в узелок, клали за пазуху, когда в первый раз выгоняли скотину в стадо. В результате обжига соли, в ней, по сравнению с обычной, в десятки раз уменьшается количество тяжёлых металлов, а также понижается содержание хлора.

Огонь, по народным представлениям, также обладал очистительной силой. В некоторых деревнях Енисейской губернии для придания огню большей силы, в печь клали «воскресные» дрова, которые хозяйка заготовляла в течение Великого Поста, откладывая по одному полену каждое воскресенье. Этот день считался подходящим для общения с нечистой силой.

Чтобы увидеть домового, брали четверговую свечу, принесенную с вечерней службы, и поднимались на чердак. Если видели мохнатого домового, то это предвещало богатство, а голого — нищенство. В этот же день пытались заручиться расположением домового, чтобы он оберегал скот и не мучил его. Под угол дома клали для него еду и говорили: «чужой домовой, ступай домой, а свой домовой за скотиной ходи, скотину паси». Придя ночью в лес, сев на березу или осину и сняв с себя нательный крест, звали лешего, который должен был при этом зове незамедлительно явиться. Его расспрашивали о будущем. В других местах отправлялись в лес до восхода солнца и говорили: «Царь лесной, царица лесная, дай мне на доброе здоровье, на плод, на род!» После этого собирали муравьев, приносили их в хлев, полагая, что от этого скот будет плодовит.

Считалось, что все, совершенное в этот день, должно обернуться удачей и прибылью. Так, соседки стучали друг другу в окна и спрашивали: «Дома ли овечушки?", на что хозяйка отвечала: «Дома, дома». Диалог продолжался до тех пор, пока соседка не перебирала по очереди весь скот, огородные и зерновые культуры, а также предметы домашней утвари в надежде на их приумножение в течение года.

Также в Страстной четверг перетряхивали деньги или умывались «с серебра», будучи уверены, что деньги не будут переводиться в карманах весь год.

В календаре восточных славян Страстной четверг получил название «Чистый». В этот день совершались очистительные ритуалы. Люди мылись в бане, обливались водой у проруби или купались в ней, а также приносили домой для умывания свежую воду из источников — для того, чтобы избавиться от кожных болезней. Сбрасывали в проточную воду старую одежду - «чтобы зло уплыло вместе с ней». Приносили из леса можжевельник, жгли его прямо в доме и перешагивали через этот целительный огонь, переводили через него скот, переносили детей и даже домашние вещи, чтобы уберечься от болезней и воздействия нечистых духов. Окружали дом магическим кругом, очерчивали его мелом, обкашивали косой, оберегая дом и домочадцев от всякого зла.

К Чистому четвергу приурочивалась побелка дома, а также ритуальное очищение дежи - деревянной кадушки для приготовления хлебного теста. В культуре восточных и западных славян — символ достатка и благополучия. Вымытую и украшенную дежу выносили во двор, чтобы она «побачила солнце» или «посвятилась», приобщая ее к космической силе весеннего солнца.

Важное значение придавалось четверговой свече: горящую свечу приносили после вечерней службы домой и дымом чертили на воротах, окнах и потолке кресты, чтобы уберечь дом от летних гроз, нечистой силы и всякого зла. Изо всех этих языческих ритуалов в народной памяти осталась, пожалуй, лишь четверговая свеча.

 Мы обратились за комментарием по поводу традиций Страстного четверга к настоятелю храма святых бессребренников Космы и Дамиана в Шубине, кандидату богословия, священнику Александру Борисову: «Поскольку революция 17-го года и последующие репрессии большевиков практически уничтожили российское крестьянство, то 90% языческих обычаев, соединившихся в крестьянском быту с христианскими традициями, уже забыто. И вряд ли стоит о них напоминать.

Лишь у немногих остались воспоминания о "чистом четверге" и о "четверговой свече". Первое из них связано с представлением, что перед великим праздником Пасхи надо привести себя и дом в порядок.

Чистый четверг: рецепт пасхи от Мисс Россия

02:31

Во многих храмах незадолго перед Страстной неделей приглашают прихожан для генеральной уборки храма. Но это делается еще до Лазаревой субботы, а не в Великий Четверг, поскольку дни Страстной недели следует оставить целиком для молитвы и участия в замечательных службах этой недели.

Благоговейное отношение к "четверговой свече" связано с тем, что в Страстной четверг вечером совершается богослужение, на котором читаются 12 отрывков из Евангелия, повествующих о последних днях земной жизни Господа.

Молитвенно вспоминаются Тайная Вечеря, прощальная беседа Христа с учениками, Гефсиманская молитва, арест, суд в синедрионе, Распятие, смерть и Погребение. Во время этой службы все молящиеся в храме стоят с горящими свечами. Многие стараются донести горящие свечи до своих домов, как бы принося Свет Евангелия в свои семьи. В этом содержится глубокая христианская символика, память о которой сохраняется, вместесо свечой, весь последующий год".

Смотрите видео "Мисс Россия дает мастер-класс: как с фантазией покрасить пасхальные яйца"

02:08



Партнеры