Страстная неделя по дням: религиозные традиции

«Оставить земные дела, чтобы сосредоточиться на сопереживании»

13.04.2014 в 23:47, просмотров: 22889

Великий пост завершается Страстной неделей. Те, кто постился в течение четырех недель поста, приблизились к самому ответственному моменту.

В эти дни Иисус вступил на путь страданий. Он знал, что Синедрион уже принял решение схватить Его и предать суду, а затем убить. 

Страстная неделя по дням: религиозные традиции
Проклятие смоковницы. Фото: days.pravoslavie.ru

Оригинал фотографии здесь.

После торжественного входа в Иерусалим, в течение трех дней недели Иисус приходит в Иерусалим и снова проповедует в храме. (Понедельник Страстной недели называют Чистым).

Верующие вступают в особый цикл, который называется Страстной неделей. Пост в эти усиливается. Эта неделя – кульминация земного служения Иисуса. Духовные наставники советуют своим чадам постараться оставить все земные дела, чтобы сосредоточиться исключительно на сопереживании тех трагических событий, которые произошли две тысячи лет назад.

Один из выдающихся русских богословов ХIХ века, епископ Херсонский Иннокентий посвятил раскрытию смысла этой недели отдельную книгу, которая неоднократно переиздавалась при его жизни – “Обозрение земной жизни Иисуса Христа, по отношению к Его последним дням на земле.” Она не устарела, поэтому тем, кто хочет глубже проникнуть в смысл Страстной недели, стоит внимательно прочесть ее.

Ученики окружают Его. Тысячи паломников слушают Его притчи, пронизанные не только мудростью, но и чувством юмора. Для многих эти притчи остаются тайной за семью печатями. Даже ученики не всегда понимают их сокровенный смысл. Оставшись с Ним наедине, они часто просят Его о разъяснениях. Более того, они иногда ропщут и настойчиво просят растолковать, не понимая, почему Он прибегает к столь сложной форме проповеди. Но Он знает, что разжеванная истина часто входит в одно ухо, а выходит в другое. И лишь сложное и непонятное удерживается в человеческой памяти. Прекрасно об этом писал Борис Пастернак:

…В родстве со всем , что есть, уверясь,

И знаясь с будущим в быту.

Нельзя к концу не впасть, как в ересь,

В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,

Когда ее не утаим.

Она всего нужнее людям,

Но сложное понятней им.

Человек возвращается вновь и вновь к услышанному, стремясь разгадать непонятное. Каждую ночь Христос проводит в другом месте, поскольку знает, что Синедрион отдал приказ схватить Его.

Тем временем приближалось празднование Пасхи иудейской. Евреи со всей ойкумены стекались в Иерусалим, чтобы в священном городе отпраздновать великий праздник, установленный в память об исшествии израильтян из Египта, где они томились в рабстве. Поскольку в эти дни город наполнялся многочисленными паломниками, торжества начинались в четверг и продолжались в течение трех дней, достигая своей кульминации в субботу, который был священным днем покоя для евреев. Паломники запасались всем необходимым для Седера – пасхальной трапезы. А надо было купить ягненка, горькие травы, пресный хлеб и вино. Каждая верующая еврейская семья до сих пор вспоминает этот праздник за столом, на котором веками одна и та же.

В 26 году нашей эры еврейская Пасха выпадала на пятницу. Иисус, понимая, что Синедрион уже подгтовился схватить Его, решил отпраздновать Пасху со своими учениками на день раньше, в четверг. Этот день называется Великим четвергом, в память об установлении центрального таинства всех христиан – Евхаристии. Иисус совершал необысчный Седер – Он предложил ученикам, как это и полагалось, хлеб и вино. Но при этом произнес загадочные слова, которые им были совершенно непонятны – “Примите, едите, это есть тело Мое, за вас ломимое.” Пустил по кругу чашу с вином, произнеся – “Пейте от нее все, это кровь Моя, за вас изливаемая.” Он был грустен в этот вечер. А после Седера пошел с учениками на Елеонскую гору, в Гефсиманский сад, где Он любил уединяться для молитвы. Там, в саду, в ночь с четверга на пятницу Он был схвачен стражей, которая была послана Синедрионом и которую привел предатель, один из Его учеников, Иуда.

В эту же ночь произошло судилище в доме первосвященника Кайафы, во время которого Он был обвинен в богохульстве и приговорен к смерти. Но не во власти Синедриона было привести приговор в исполнение. Его должен был утвердить наместник римского цезаря в Палестине – прокуратор Понтий Пилат. Члены Синедриона дождались утра пятницы и привели Иисуса к Пилату. Прокуратор заинтресовался необычным пленником. В разговоре с Ним, он понял, что Иисуса предали из зависти, без какой-либо вины. Он постарался освободить Его, но саддукеи и фарисеи настаивали на том, чтобы Он был казнен. Тогда Пилат решился на крайний шаг – предал Иисуса бичеванию. Воины-идумеи, которые ненавидели евреев, начали избивать Страдальца кожаными бичами, в которые были вделаны кусочки свинца. После такого бичевания редкий человек выживал из-аз обильной кровопотери и болевого шока. Воины накинули на Иисуса кусок багряной ткани и на голову воодрузили венок из терновых колючек. Пилат в таком виде вывел Христа на помост, надеясь разжалобить иудеев. Но члены Синедриона подговорили толпу, и она начала кричать: ”Распни Его!”

Во второй половине дня изнеможденного Иисуса вывели из Иерсалима через Судные врата. Казнь должна была совершиться вне города. На холме, который назывался Голгофа, Иисус был распят вместе с двумя осужденными разбойниками. Поскольку следующий день был суббота, день покоя, члены Синедриона просили Пилата ускорить смерть осужденных. Разбойникам перебили голени, но Иисус был мертв. Его мать, любимый ученик Иоанн и близкие Ему женщины сняли тело с креста и погребли в ближайшей пещере. В Великую пятницу в храмах после полудня совершается чин погребения Плащаницы, в память о распятии и погребении Христа...

В этот же день верующие готовятся встретить Пасху. Женщины убираются в доме и готовятся к празднику – пекут куличи, готовят творожную пасху и красят яйца. В субботу все направляются в храм, чтобы освятить их. В полночь начинается пасхальное богослужение. Так завершаются Великий пост и Страстная неделя.



Партнеры