Школьник в законе

В 2009 году ЕГЭ по математике будет намного легче, чем в прошлые годы, заверили столичные депутаты.

23 января 2009 в 11:45, просмотров: 1030

Руководство комиссии Мосгордумы по образованию около двух часов общалось с московскими школьниками и студентами. Председатель комиссии Евгений Бунимович и его зам Татьяна Потяева рассказали, что ждет учащихся в 2009 году, и сообщили много нового об их правах.

Встреча городских депутатов от образования со «своим» контингентом была посвящена 15-летию столичного парламента – потому и провели ее в интерьерах думской экспозиции Музея истории Москвы. Чтобы школьники не чувствовали себя скованно, начать общение решили с просмотра фильма о новейшей истории городского парламентаризма. С помощью документалистов лед удалось растопить, и диалог забил фонтаном.

Первыми, разумеется, прозвучали вопросы о ЕГЭ, вступившем с этого года в штатный режим. Саму идею московские депутаты одобрили, назвав единый госэкзамен «зеркалом образования, хоть и кривым». В то же время «плохие результаты ЕГЭ – не вина школьников, – признали они. – А потому надо подумать, как выдавать аттестаты». Один из способов помочь выпускникам уже найден. В этом году, раскрыл секрет Евгений Бунимович, «ЕГЭ по математике будет намного проще, чем в 2008-м». Школа перейдет на новые КИМы – более простые и с практической направленностью нижних уровней заданий (их презентация, как сообщал «МК», прошла в Мосгордуме летом 2008 года). Для школьной «тройки», например, будет достаточно решить несколько арифметических задачек вроде: «Автобусный билет стоил 10 руб., затем подорожал вдвое, сколько билетов по новой цене можно купить на 100 руб.?» На решение всего задания школьникам дадут 4 часа, причем количество времени, отведенного для решения каждой из трех частей – “А”, “В” и “С” – ограничено не будет.

А вот «малый ЕГЭ» для девятиклассников организуют иначе. Время на решение части “А” будет ограничено 45 минутами. Это, признался Бунимович, (в прошлом – учитель математики и составитель традиционных экзаменационных билетов по своему предмету для школьного выпускного) – «моя идея, и я на ней настаиваю: часть “А” очень легкая, и если кто-то не решил ее за отведенное время, не решит вообще».

Другой вопрос, вызвавший живейший интерес зала, – шестидневная учебная неделя. Обычно шестидневку ненавидят, но терпят как неизбежное зло. Между тем покончить с ней можно легальным и, главное, мирным путем: ключи к свободе находятся в руках не подозревающих об этом учащихся. Школьный совет, подсказала Татьяна Потяева, должен обратиться в окружное управление образованием с заявлением-просьбой о переводе учебного заведения на пятидневку. И все. Правда, гимназии и лицеи, где программы намного больше и глубже обычных, будут иметь тогда до 7-8, а то и 9 уроков в день. Но сама депутат не видит в этом ничего страшного, тем более, что такие примеры среди гимназий уже есть. Главное, по ее словам, составить расписание по уму: «С моей точки зрения, лучше отсидеть 7 уроков, но зато освободить субботу, чтобы побыть дома и пообщаться с родителями. А чтобы школьники не устали, сложные предметы в расписании должны чередоваться с легкими вроде физвоспитания». Еще лучше сделать 45-минутный перерыв на обед, как это делается за рубежом. Однако у нас по этому пути идут неохотно – «боятся, что ученики за это время разнесут всю школу», – посетовала Потяева, сама школьный директор с многолетним стажем.

Покончив с суетным, зал обратился к высокому – современному, креативному образованию. Здесь ребят ждал приятный сюрприз: в базовом учебном плане, просветили их депутаты, новая методика уже закреплена в виде проектной деятельности или «уроков критического мышления», введенных в образовательные программы как базовый компонент. Правда, об этом мало кто знает, а потому такие занятия редкость. Лишь лучшие школы отводят им час или два в неделю, либо ведут творческие программы «Международного бакалавриата», открывающие одиннадцатиклассникам путь в 1,2 тыс. университетов мира. В остальных, признала Татьяна Потяева, царит методика прошлого века или «традиционный урок: опрос, объяснение нового материала, затем в лучшем случае его закрепление». Ведь чтобы сделать новшества массовыми, нужен новый учитель – и подготовленный по-новому, и сам имеющий навык креативной работы. А это штучный товар. Впрочем, напомнил собравшимся Евгений Бунимович, «креативность нужна не всюду. В некоторых областях ее не надо совсем – например, на автомобильных дорогах». Что же касается «школы будущего», то она, по мнению депутатов, «ни в коем случае не должна создаваться чиновниками в виде единственной на город образцово-показательной школы, как, скажем, № 2030 в Москве». «Создание одной, отдельно взятой школы будущего – это школа прошлого», – убеждены они.

Под занавес не обошлось без неприятных открытий. Как оказалось, все 10-11 лет учебы в школе большинство участников встречи получали и, что еще обиднее, исправно делали домашние задания на праздники и по выходным. А это, открыли им горькую правду депутаты, незаконно. Отсюда, ввернули они под скорбный вой обманутых, «вывод: знать или хотя бы читать законы и Конституцию очень полезно». На этой оптимистической ноте общение юбиляров с потенциальным электоратом завершилось.



Партнеры