Массовое производство гениев

Счет молодых талантов в России пойдет на десятки тысяч

Счет молодых талантов в России пойдет на десятки тысяч
Совет по качеству школьного образования принял план поиска и поддержки одаренных детей. Для них построят спецшколы при классических университетах, подготовят особых учителей и будут воспитывать только на позитиве.

В начале 90-х советская система поддержки талантливых детей распалась. До нашего времени дожили жалкие обломки, самым крупным из которых является сеть математических спецшкол. Во всех остальных отношениях “работа с одаренными детьми в России является явно недостаточной, — констатировал эксперт Института психологии РАН Дмитрий Ушаков. — В год в России выпускается не более 2—3 тыс. школьников, обучавшихся по специальной траектории. Это 0,3% от общего числа выпускников, между тем как в мире этот показатель составляет 4—10%”.

Что-то, конечно, делается и помимо обучения юных гениев в спецшколах. Например, раздача пяти с лишним тысяч президентских грантов в рамках нацпроекта “Образование”. Или организация олимпиад для школьников. Но все это разрозненные меры. А должна быть единая государственная комплексная программа, подчеркнули члены совета, ведь “одаренные люди добавляют 6—10% ВВП”.

Среди первоочередных мер, предложенных советом правительству, — резкое наращивание числа спецшкол. Развитие системы дополнительного образования — преимущественно бесплатного; построение системы олимпиад “школьник—студент—аспирант”; подготовка особых педагогов для работы с одаренными детьми; создание социальной сети для юных гениев; воспитание школьников исключительно на позитивных примерах (последнее — камень в огород нашумевшего сериала “Школа”).

Так, совет рекомендует Минобрнауки создавать спецшколы для талантов по типу Колмогоровской при МГУ при всех классических и просто хороших университетах страны. В обозримом будущем их число должно возрасти до 300, а общий ежегодный выпуск составить 15 тыс. человек в год. При этом учить талантливых детей должны талантливые учителя. Готовить их — не менее 100—200 в год — поручено педвузам (нужная методика, заверил ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, уже есть). А еще 200—300 учителей должны ежегодно проходить переподготовку. (Не исключено, что проект подготовки элитных учителей для элитных детей получит название “Куницынские учителя” в память о лицейском педагоге Пушкина).

Одновременно система дополнительного образования должна охватить не менее 50 тыс. детей одного года рождения. И примерно столько же — система олимпиад для школьников.

Присутствовавший на заседании Совета замминистра образования и науки Владимир Миклушевский заверил, что его ведомство всерьез отнесется к предложениям и рекомендациям по поддержке талантливых детей. Делать и в самом деле что-то надо — иначе наши школьники совсем деградируют. Уже сейчас, сообщил президент нижегородского госуниверситета Роман Стронгин, “за 3 часа контрольной работы на 1-м курсе дети физически не могут выдержать решение шести задач. И мы даем им только четыре”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру