PIRLS и TIMSS спешат на помощь

Оценки ЕГЭ недостоверны и не могут оценить качества российского среднего образования?

26.02.2014 в 15:53, просмотров: 2590

Качество нашей школы будет оцениваться не только по отметкам в классных журналах и результатам ЕГЭ, но и по итогам международных исследований — PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS и TALIS. Эти и другие идеи проекта Концепции общероссийской системы оценки качества общего образования выяснились в среду на заседании «круглого стола», созванного Всероссийским педагогическим собранием (ВПС).

PIRLS и TIMSS спешат на помощь
фото: Михаил Ковалев

Российские школы и регионы давно пора оценивать по единым критериям, не сомневается образовательное сообщество и общественность — на то мы и единая страна с единым образовательным пространством. Однако критериев такой оценки до сих пор не существовало: подумали было приспособить для этой цели результаты ЕГЭ, но получили такое, что лучше и не поминать, подтверждение чему — суперскандальная кампания прошлого года.

Сейчас усилиями Минобрнауки, образованцев и общественников проект общероссийской концепции системы оценки качества общего образования наконец подготовлен . Но окончательно примут его, заверил участников слушаний ВПС замдиректора министерского департамента госполитики в сфере общего образования Павел Сергоманов, только «если мы найдем согласие с общественностью и школой и будем опираться на то, что реально работает».

- Важно, что вы не услышите революционных идей, - заверил он затем родителей и учителей. И в известной степени так оно и есть: оценивать качество образования как и прежде будут государственные (национальные) экзамены ЕГЭ с ГИА и внутриклассные (внутришкольные) оценки в журналах и дневниках. Но новые идеи все же есть — например, учет портфолио с внеурочными достижениями учеников. Или идея накопительного оценивания — результатов, достигнутых учащимися за какое-то определенное время. Или — и это очень важно — оценка индивидуального прогресса учащегося относительно его же собственного начального уровня. Много или мало, к примеру, сделала школа, если ученик делает на одну страницу пять ошибок, если год назад он делал тридцать пять?

Что точно тянет на «революционность», так это идея включить в перечень критериев оценки работы отечественной школы результатов международных исследований и мониторингов - PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS и TALIS. Видно, недостоверность результатов ЕГЭ наконец стала очевидной не только для общественности, но и для властей.

- Нашей задачей было не зацикливаться на ЕГЭ, а найти важные дополнительные критерии оценки,- уточнил «МК» Павел Сергоманов. - При этом «система оценки качества общего образования будет строиться на компетентностном подходе — т.е. не “знания ради учительницы”, а умение применять их на практике. Это – переход от идеологии “туго набитой головы” к идеологии “хорошо организованной головы”.

Впрочем, главное тут, дополнила «МК» председатель ВПС Валентина Иванова, «не только определить критерии оценки, но превратить общероссийскую систему оценки качества общего образования в соглашение, договор с общественностью и профессиональным сообществом. Только тогда общество не отторгнет ее, и система заработает».

Пока, как явствует из хода «круглого стола», родителей и учителей перспектива оценки их школ по международным методикам не пугает. Они лишь добавили свои, дополнительные предложения по критериям оценки школы. И прежде всего - оценку учительского состава учебного заведения, ведь «выбирая школу, родители, прежде всего, ориентируются на учителя»,- выразила общее мнение директор Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области Валентина Молодцова.



Партнеры