Запрет абортов в СССР вскрыл массовое увлечение молодежи сексом

Нелегальный визит к смерти

В первой в мире республике рабочих и крестьян секс есть! – Даже в самые суровые, аскетичные годы коммунистической власти, когда в СССР ни о каких намеках «про это» на публичном уровне не могло быть и речи, существовал косвенный признак такой «крамолы»: официально узаконенный запрет на аборты.

Нелегальный визит к смерти

Предусмотренное законом «табу» на искусственное прерывание беременности существовало в Стране Советов дважды. Большевики, придя к власти в 1920-м сняли запрет на аборты. Воля советским женщинам предоставлена была на протяжении последующих полутора десятилетий. Однако в 1936 году эта процедура вновь попала под официальный запрет. Аборты оставались в Союзе вне закона на протяжении последующих двадцати лет.

Участвуйте в онлайн-опросе "МК" на тему "Поддерживаете ли вы запрет абортов в России?"

(На запретительный период приходятся и все годы Великой Отечественной. Это время, по данным многих исследователей, изобиловало в том числе значительно возросшей долей появления «нежеланных» младенцев: результат скоротечных встреч прибывших на побывку домой воинов со своими заждавшимися женами и подругами. В условиях голода и абсолютного бытового неустроения, царившего в городах и селениях воюющей страны появление ребенка для многих женщин становилось не просто ужасным сюрпризом, но и прямой угрозой жизни. Обобщенные статистические данные отсутствуют, однако в мемуарах, в воспоминаниях современников можно найти упоминания о случаях, когда молодые женщины, оказавшиеся «в интересном положении» даже кончали жизнь самоубийством, не видя возможности выкормить-выходить свое будущее дитя.)

Особую суровость «анти-абортному» закону придавал тот факт, что в те годы в стране практически не было доступных и эффективных средств контрацепции. «Резино-техническое изделие №2» реально купить можно было лишь в аптеках Москвы и нескольких других крупных городов (на протяжении десятилетий это был один из самых ходовых товаров, который пачками увозили из столицы в свою «глухомань» командировочные).

Логику кремлевской власти, невзлюбившей аборты, понять можно: Стране Советов нужны рабочие руки и солдаты! Все утилитарно, никакого морализаторства. (А вот в XVII веке в тогдашней сугубо религиозной России за проведенный «антихристианский акт» – аборт женщину могли даже приговорить к смертной казни.)

Однако прижатые к стенке неожиданно обрушившимися на них обстоятельствами «в интимной сфере» советские представительницы слабого пола даже в годы, когда официально сделать аборт в больнице или лечебнице было невозможно, все-таки исхитрялись добиться нужного результата и избавиться от нежелательного продолжателя рода.

Из уст в уста передавались «народные рецепты» вроде выпивания полубутылки водки с определенными добавками, прыжков с подоконника на пол, горяче-ошпаривающих ножных ванн с горчицей... В рабочих кварталах поселков и городов при желании легко можно было узнать заветный адресок, по которому проживала добрая бабуся – «мастер ликвидации». За весьма необременительную плату (зачастую продуктами или «галантереей») она прямо в домашних условиях при помощи специальных «от прабабки доставшихся» приспособлений, а то и вооружившись простой спицей, производила над бедолагой-посетительнецей «манипуляции», освобождая «пузо от обузы». В городах, в сельских больницах практиковали запрещенную законом операцию некоторые врачи и фельдшеры. Конечно риск был велик, ведь в случае если подпольный абортарий накроют, эскулапу его организовавшему, грозил тюремный срок, однако все перевешивала ощутимая материальная выгода: порой за то, чтобы ей сделали аборт, женщина выкладывала доктору-нелегалу за операцию, длящуюся лишь несколько минут, почти месячную свою зарплату!

Проблемы, связанные с запретом абортов в стране, публично нигде не обсуждались. Однако в архивных документах обнаруживаются упоминания о вопиющих фактах, напрямую связанных с этим законом.

В стране заметно участилось количество «бытовых смертей» молодых женщин, случившихся в результате «внезапно открывшегося сильного кровотечения». – Печальный результат сделанного накануне визита к «бабке-мастерице» или подпольному доктору. И что самое, видимо, вопиющее для тогдашних руководителей страны – среди таких пострадавших сплошь и рядом оказывались несовершеннолетние – студентки младших курсов, школьницы. Смерти этих девушек и девочек явно доказывали, что даже в условиях строгого коммунистического воспитания молодежь активно интересуется «аморалкой».

Репрессивные меры, конечно, пытались принимать. Во времена Сталина пойманных с поличным медиков отправляли в лагеря лет на десять. Потом стало чуть полегче, но суды над подобными нарушителями время от времени случались. Одним из самых нашумевших дел «по абортам» стала в середине 1950-х история известного ленинградского врача, на квартире у которого, где была оборудована импровизированная подпольная операционная, было обнаружено тело скончавшейся от неудачного аборта женщины – довольно крупной начальницы и депутата райсовета.

Видимо, в условиях развернувшейся в стране кампании по ликвидации последствий культа личности и начала хрущевской «оттепели» властям окончательно стало ясно, что прежний суровый запрет все-таки не эффективен и лишь провоцирует людей на массовые нарушения, связанные в том числе и с риском для жизни. В результате в 1956-м одиозный закон был отменен. В этом году – 60-летие этого эпохального в общем-то события... И – неужели – канун нового запрета?

Справка «МК». Ежеминутно в мире делают более 100 абортов. Каждая третья такая операция заканчивается для женщины теми или иными осложнениями.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27218 от 1 октября 2016

Заголовок в газете: Нелегальный визит к смерти

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру