Реформы медицинского образования дают импульс всей отрасли

Шесть лет назад российский Минздрав начал масштабное реформирование медицинского образования

Этот процесс продвигался шаг за шагом. И сегодня уже видны его результаты. Недавнее переназначение Вероники Скворцовой на пост министра дает уверенность что обновление профессионального медобразования будет продолжено.

Шесть лет назад российский Минздрав начал масштабное реформирование медицинского образования
Автор: Полина Чубарь, Пресс-служба Минздрава России

Изменения в системе профессионального медицинского образования мы попросили прокомментировать руководителей медицинских вузов и представителей медицинского сообщества. Их оценки оказались единодушными.

Реформирование системы медобразования началось в 2012 году с введением новых государственных образовательных стандартов, более приспособленных к постоянному развитию медицинских технологий и в большей степени нацеленных на подготовку студентов к практической деятельности.

С 2016-го стартовала новая для России система допуска врачей к профессиональной деятельности – аккредитация. Первыми ее прошли выпускники вузов, обучавшиеся по новым образовательным стандартам. Началось все со стоматологов и фармацевтов, а со следующего года аккредитация распространилась и на все остальные медицинские специальности. Аккредитационное испытание – это комплексная проверка знаний, практических навыков и клинического мышления. Оценки соискателям допуска к профессии выставляет независимая комиссия, представляющая не только вуз, но и руководство медучреждения – потенциальных работодателей и практикующих опытных врачей – медицинское сообщество. Аккредитацию по единым правилам проходят выпускники всех медвузов и медицинских факультетов страны, так задается «единая планка» качества профессиональной квалификации молодых врачей. Выпускники, прошедшие обучение по новым практико-ориентированным стандартам и успешно выдержавшие аккредитационное испытание, впервые получают право сразу после окончания вузов приступить к профессиональной деятельности на ряде позиций в первичном звене здравоохранения. Для поступления в ординатуру теперь также необходимо успешно пройти аккредитацию.

В прошлом году аккредитационное испытание успешно прошли 97,9% выпускников по всем специальностям группы «Здравоохранение и медицина». С этого года она вводится для среднего медицинского персонала, а со следующего ее будут проходить и ординаторы по 64 узким специальностям. К 2021 году в систему аккредитации будут вовлечены все медицинские работники с высшим и средним профессиональным образованием.

По оценкам руководителей ведущих вузов страны, эти нововведения дали серьезный импульс развитию образовательной системы в медицине и повышению профессионального уровня выпускников.

«В последние годы мы кардинально изменили систему допуска к профессии, - говорит ректор Рязанского Государственного Медицинского Университета Роман Калинин. - Идеологом введения аккредитации стала министр здравоохранения Вероника Игоревна Скворцова. На Совете медицинских ректоров страны она не раз высказывала свое видение, как эта система должна развиваться. И то, о чем она говорила, сегодня воплощено в жизнь.

Уже третий год мы работаем с системой аккредитации специалистов. Перемены — грандиозные. Прежде всего, это тотальное изменение отношения выпускников к экзамену. Ведь сейчас им надо пройти серьезную процедуру, доказать свои знания и в теории, и на практике.

В прошлом году аккредитация стала у нас обязательным условием для поступления в ординатуру. Ребята поняли, что балл аккредитации будет определять успешность поступления, и старшие курсы стали стараться учиться лучше, чтобы прийти к выпускным экзаменам во всеоружии. Эта система способствует и будет способствовать повышению качества подготовки кадров. Общество будет оценивать и подготовку врачей, и качество их образования».

«Образование в медицине сегодня встало на совершенно новые рельсы, - говорит председатель Общественного Совета при Минздраве РФ, вице-президент Национальной Медицинской Палаты Наталья Аксенова. - Профессиональное сообщество получило возможность формировать комиссии и проводить аккредитацию. Во всех регионах РФ эти комиссии возглавили председатели врачебных палат регионов. Случилось то, чего мы ждали многие годы. Теперь в вузах студентов учат, а профессиональное сообщество оценивает полученные ими знания. Министру здравоохранения Веронике Игоревне Скворцовой удалось построить такую систему».

Ректор Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, член-корреспондент РАН Олег Янушевич называет внедрение аккредитации ключевым событием во всей медицинской отрасли за последние годы: «Аккредитация должна изменить требования к качеству подготовки врачей, также это существенно меняет взаимоотношения внутри отрасли, потому что с внедрением этого механизма профессиональное медицинское сообщество, в том числе в лице отдельных небольших ассоциаций, получило серьезный инструмент влияния не только на качество подготовки, но и на качество оказания медицинской помощи и здравоохранения в целом.

Безусловно, аккредитационные характеристики определили и изменения в подходах к профессиональному стандарту - сейчас утверждаются профессиональные стандарты второго уровня, уже 2 года существует профстандарт первого уровня, который используется сразу после окончания университета. Активно утверждаются и профстандарты после окончания ординатуры, и это очень важно, потому что таким образом определяется необходимый вектор развития медицинских университетов. Конечно во всех этих процессах большая роль министра здравоохранения, которая начиная с подготовки 323 ФЗ и до сегодняшнего дня является проводником аккредитации специалистов, и, благодаря ее деятельности, это стало возможным».

Еще одно важное событие в медобразовании — запуск системы непрерывного медицинского образования, пришедшей на смену морально устаревшим курсам повышения квалификации, переставшим удовлетворять требованиям современной, высокотехнологичной и быстро развивающейся медицины. В России заработал единый федеральный портал по непрерывному медицинскому образованию, с помощью которого врачи могут выбрать для себя необходимые блоки как дистанционного, так и очного образования, а также стажировки в ведущих НИИ и клиниках страны. Пользователем портала уже стал каждый второй врач страны.

«Учиться доктор должен всю жизнь, поэтому так нужно непрерывное образование. Врач теперь может зарегистрироваться на специальном сайте и проходить обучение дистанционно. Теперь стоит цель — создать единый федеральный реестр врачей, который объединит всех медицинских работников, и мы сможем знать, кто получает постоянное образование, каковы его успехи и пр.», - говорит Наталья Аксенова.

«Сегодня медики могут выбирать себе оптимальные программы для обучения, а их знания могут оценивать эксперты в режиме онлайн. Таким образом достигается та самая непрерывность медицинского образования, - продолжает Роман Калинин. - Кроме того, в режиме онлайн можно проводить оценку, насколько востребован и интересен контент образовательных программ, нужно ли что-то поменять».

Эксперты отмечают, что при всех революционных переменах российская система медицинского образования не утратила тех основ, которыми всегда гордилась отечественная школа. «Да, у нас новое оборудование; наши студенты теперь учатся в тренинговых симуляционных центрах, которые открылись практически в каждом медвузе. Но мы при этом не ушли от постели больного, не утратили развития клинического мышления студента», - отмечает Роман Калинин.

Конечно, останавливаться на достигнутом еще рано, да, впрочем, и никогда не следует. «Сделано многое, но мы ждем продолжения работы. Основы для будущих проектов уже заложены, задачи ставятся очень серьезные. Например, нам нужно окончательно отказаться от заочной и вечерней формы обучения врачей. Наша главная цель — удерживать высокую планку медицинского образования. Думаю, нам это по силам, и вместе с Вероникой Игоревной мы сможем преодолеть все трудности», - отмечает Роман Калинин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру