Как стать волонтером на играх в Сочи: «МК» побывал на первом тренинге

Оргкомитет Олимпиады намерен сделать Игры-2014 лучшими на ближайшую тысячу лет, поэтому добровольцев учат по НЛП-технологиям

11 марта тренинги волонтеров, которые будут работать на зимней Олимпиаде-2014, начались в трех городах — Москве, Краснодаре и Сочи. Корреспондент «МК» сходил на тренинг, пообщался с будущими волонтерами и вспомнил свой опыт в этой области.

Оргкомитет Олимпиады намерен сделать Игры-2014 лучшими на ближайшую тысячу лет, поэтому добровольцев учат по НЛП-технологиям

Их будет 25 тысяч. Тех, кто готов взвалить на себя трудную ношу обеспечения порядка, комфорта, организованности Олимпийских игр в Сочи. Люди разного возраста, наверное, и социального статуса тоже. Но все они станут волонтёрами Олимпиады и Паралимпиады в 2014 году. До этого им предстоит получить настоящее олимпийское образование — пройти курс обучения по разработанной специально для Игр программе. Поднатореть в английском, разобраться в спортивной терминологии, научиться принимать решения и преодолевать кризисные ситуации, да просто начать ориентироваться в столице Олимпиады, как в доме родном.

 

- Это сейчас мы с вами обучаемые и тренеры, а на Играх на нас будет надета одинаковая форма и для любого гостя Олимпиады мы будем просто представителями оргкомитета, - вице-президент по управлению персоналом Игр Марина Починок донесла до участников тренинга мысль, что на главном спортивном событии 2014 года все будут, как в столовой и бане, равны.

Здесь не перед кем выпендриваться и козырять преимуществами — на всех футболки с логотипом Игр, и выделиться можно не последней моделью смартфона, а смекалкой, эрудированностью, доброжелательностью, умением схватывать на лету. Возможно, именно этого не хватает порой современной молодежи, живущей в обществе глобального потребления.

Поэтому они беззаботно пританцовывают под незатейливый мотивчик «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой», звучащий рефреном в МГГУ им. Шолохова — одном из волонтерских центров. Хлопают в ладоши. Кричат: «Мы едем в Сочи!». Фотографируются с олимпийскими и паралимпийскими символами. И предвкушают. А предвкушать есть, что...

Помнится, автор этих строк работала волонтером на Всемирных юношеских играх в Москве в 1998 году. Нас тогда просто занесли в какой-то список, дали несложный тест на знание языка, потом велели приехать куда-то на проспект Вернадского за формой волонтера и распределили по объектам. Мне тогда достался Дворец спорта «Динамо» на улице Лавочкина, где проводился турнир по художественной гимнастике. Работы было не много. Проводить гимнасток на ковёр, принести воды, помочь судьям найти стулья, иногда приходилось перевести на английский пресс-релиз.

Обычно с этой работой мы справлялись сообща с другими волонтерами, потому что ко 2 курсу университета язык еще был не на уровне. Но мы все равно торчали на объекте с раннего утра до позднего вечера, смотрели соревнования, фотографировались с тогда еще никому не известной Алиной Кабаевой. Перезнакомились все, сдружились «до гроба», обменялись телефонами. Все номера уже лет 10 как утеряны... А главное, что помню — это бесконечное чувство гордости, когда входила в метро в форме волонтера, показывала бейдж (для персонала на время Игр проезд в столичном метрополитене был бесплатным) и ехала, через всю Москву, представляя, как мне завидуют непричастные к этому спортивному празднику жизни люди. А если встречался по дороге кто-нибудь в такой же форме, переживала чувство сопричастности, единения и общего дела.

Я очень хорошо понимаю, какой восторг живёт в сердцах этих 25 тысяч ребят. Только этот восторг в сто раз сильнее, потому что круче Олимпийских игр не может быть даже чемпионат мира по футболу.

Няня для персонала

Их отбирали тщательно и строго. Заявки на добровольное участие подали около 200 тысяч желающих. Конкурс был, как в лучшие вузы страны, 8 человек на место.

Как уже писал «МК», претендентам пришлось заполнить многостраничную анкету.

Больше всего, конечно, было молодежи от 17 до 22 лет. Но 3 тысячи заявлений поступило от людей, которым за 50!

И возраст никак не оказался помехой.

Например, Галина Васильевна Алексеева. Она стоит рядом с корреспондентом «МК» и, кажется, даже подпрыгивает от нетерпения и бурлящей внутри энергии.

- Да, я волонтер и не жалею об этом! Вся моя жизнь прошла в добровольной помощи всем вокруг. «Тимура и его команду» помните? Вот, тоже ведь волонтеры.

- Но как же вам пришла в голову мысль — поучаствовать в отборе?

- Да я ж говорю, всегда всем помогала. И своим детям, и чужим. За свою жизнь много работала няней, много работала с инвалидами. Я — педагог-психолог, сейчас работаю здесь в МГГУ им. Шолохова. А у педагогов в крови — помогать. Конечно, три конкурса пришлось преодолеть — сначала дать интервью о том, как мы готовы. Потом исследовали наше внутреннее состояние. И конечно, тест на знание английского языка.

- Вы уже работали в Сочи на тестовых соревнованиях?

- Да, конечно. Моя команда чем только не занималась! И снег разбрасывали, и знаки ставили, и заборы ставили, и спортсменов в аэропорту встречали, и в оцеплении стояли, и на допинг-контроле. Мои ребята надеялись, что их будут использовать как переводчиков. А их раз — на трассу! Или на допинг-контроль, или снег разбрасывать. Ныли немного, а им говорят: надо везде себя исследовать.

- Вы говорите, моя команда, мои ребята... То есть вы снова были нянькой, только уже для молодых волонтеров?

- Ну что-то вроде того, но мне самой доставалось неплохо (смеется). 11 человек было в команде. После очередного задания мы порой возвращались мокрыми с головы до ног. В горах дождь, снег! Но все равно радовались!

- От вас требовалось сдавать какие-нибудь физические нормативы?

- Не пришлось, но уверена, что у меня бы получилось. У меня разряд по лыжам был, так что живу в постоянном движении. И волонтером пошла именно потом, что надо двигать жизнь вперёд, иначе она застопорится.

- А что будете делать, когда Игры закончатся? Пойдете работать на чемпионат мира по футболу 2018 года?

- А почему бы нет?! Останавливаться я не собираюсь.

Ду ю спик инглиш?

Тестирование на знание английского языка проходили все кандидаты, не только Галина Васильевна. И как утверждают организаторы, уровень владения «инглишем» их приятно удивил. Хотя Россия по-прежнему остается страной, толком не владеющей международным языком. Наша Раша занимает по этому показателю 29 место из 54 стран. Во время тестирования была составлена своеобразная карта знания языка и оказалось, что впереди России всей Москва, Московская, Самарская и Саратовская области, а также Сахалин.

Но независимо от уровня владения языком все волонтеры пройдут обучение по специально разработанной к Олимпиаде программе. Надо ведь не просто общаться, а знать спортивную лексику, быть знакомым с олимпийской спецификой. Ребятам предоставят учебные материалы, доступ к онлайн-обучению, позже пройдут специальные лекции.

В основном, добровольцы будут практиковаться через интернет, и это понятно — ведь придётся обучить 25 тысяч человек из разных уголков страны. Языковой онлайн-продукт для волонтеров представляет собой обучающие программы, аудио и видеоконтент. Будет возможность тренировать произношение, натаскивать себя в грамматике.

Например, выбираешь раздел «биатлон». А там множество картинок — лыжи, палки, винтовки, флажки, мишени. Кликаешь на картинку, а компьютер произносит нужное слово, пишет его.

Курс английского состоит из трех разделов: олимпийские виды спорта, паралимпийские виды, сервисы (безопасность, питание, транспорт, размещение и т. д.). Сотрудники программы будут отслеживать прогресс обучающихся, чтобы вовремя помочь, подсказать, скорректировать.

А еще с собой каждому волонтеру дадут карманный разговорник, опять же специально разработанный для Игр в Сочи. Если вдруг понадобится узнать или вспомнить, как должна звучать та или иная бытовая фраза, книжечка пригодится. Рассказать или спросить, как добраться, поговорить с гостями Олимпиады о погоде, помочь купить билеты, получить багаж, разместиться в отеле и выписаться оттуда, - в ресторане, на трассе, на любом олимпийском объекте разговорник сможет пригодиться.

Курс на успех

Но для обучения английскому у них впереди еще почти год, пока же в 26 волонтерских центрах стартует непосредственная подготовка к Играм. Она будет разделена на три этапа. Сейчас проходит первый этап обучения - «Мои игры». В основе курса лежит квест-игра, во время которой участники должны вдоль и поперек изучить город Сочи, вызубрить его историю и разбираться в истории Олимпийских игр не хуже Анатолия Вассермана.

В первый день трехдневного курса всем раздали специальную рабочую тетрадь, в которой уже есть кое-какие сведения, но в течение обучения каждый волонтер заполнит ее новыми и новыми знаниями.

Приготовились? Взлетаем! - никаких тебе «откройте учебники» или «запишите новую тему». Волонтеров разделили на команды, убедили, что они — жители 3015 года, и сейчас на машине времени, которая к 31 веку, конечно, будет изобретена, отправляются на тысячу лет назад исследовать «самые успешные Олимпийские игры за всю историю человечества».

«Самые успешные». «уникальные», «беспрецедентные», «лучшие» - подобные эпитеты (почти как в НЛП-технологиях) постоянно звучат из уст тренеров, словно программируя на успех людей, убеждая, что им-то как раз по силам сделать Олимпиаду в Сочи самой-самой.

Осенью начнется следующий этап обучения - «Моя работа». Тогда-то волонтерам предстоит побольше узнать о своих задачах на Играх, функциях, о правилах работы и конкретных обязанностях.

А за несколько дней до Игр пройдет добровольцам предстоит покорить последний рубеж и изучить курс «Мой объект». Тогда уже каждый волонтер будет знать свое рабочее место и уже начнет тренироваться на конкретном объекте, познакомятся с руководителем и командой объекта, его особенностями.

Из 25 тысяч волонтеров 12 тысяч будут волонтерами общего профиля. 8 тысяч — волонтерами-специалистами и 5 тысяч — волонтерами-спортсменами.

А мы давайте им немножечко позавидуем. Только белой завистью...

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру