Спорт в США. Посещаемость: ходят ли в Америке на европейский футбол?

Корреспондент «МК» совершил путешествие по американских аренам

 Американцы умеют продавать. Будь это обычный «донатс» или дорогущий триплекс в доме на Манхэттене — они завернуть это в такую красивую упаковку, что рука сама потянется за кошельком или чековой книжкой. Судя по телекартинке на спортивных каналах, спорт они тоже продавать умеют. Каким способом они делают настоящий бизнес из того, что у нас чаще всего является социальным проектом? За этими секретами корреспондент «МК» и отправился в Соединенные Штаты.

Корреспондент «МК» совершил путешествие по американских аренам

 Чтобы охватить все популярные в США виды спорта да еще во всех уголках совсем не маленькой страны, не хватит и года. К тому же, билеты надо покупать заранее, иначе есть шанс пролететь. Поэтому на первый раз, увы, пришлось пожертвовать бейсболом и баскетболом. В результате в плане красовались четыре пункта: хоккейные матчи «Нью-Йорк Рэйнджерс» и «Вашингтон Кэпиталс», святой для каждого американца футбол (не путать с соккером) в исполнении «Редскинс», ну и собственно соккер в виде матча «Нью-Йорк Ред Булл».

Материала набралось так много, что текст пришлось разделить на серию, состоящую их следующих частей: посещаемость, матчдэй, болельщики, безопасность и стадионы. Начнем с посещаемости.

Посещаемость

Если говорить о спорте, как о бизнесе, то посещаемость — величина, безусловно, важная, поскольку в идеальной бизнес-модели доходы с «матчдэй» (то есть все доходы, получаемые в день домашней игры от продажи билетов, атрибутики, еды, напитков, парковок и пр.) составляют примерно треть от всех доходов клуба. Так вот в США с этим проблем никаких.

Несколько примеров. Европейцы привыкли считать, что в Соединенных Штатах футбол не в чести, и как-то снисходительно смотрят на североамериканцев, мол, ничего они не понимают в виде спорта номер один и почему-то называют его презрительно «соккером». Тем не менее, выставочный матч между европейскими грандами «Манчестер Юнайтед» и «Реал Мадрид», проходивший в городе Энн-Арбор штата Мичиган в августе этого года, собрал рекордную аудиторию для футбольных матчей в США. На стадион «Мичиган» пришли более 109 тысяч зрителей! Прежний рекорд был зафиксирован в далеком 1984 году, когда матч олимпийского футбольного турнира между Францией и Бразилией посетили более 101 тысячи болельщиков.

Самый посещаемый хоккейный матч прошел здесь же, на «Мичиган Стэдиум» 1 января 2014 года. «Зимнюю классику» в исполнении «Торонто Мейпл Лифс» и «Детройт Ред Уингс» пришли посмотреть 105 тысяч 491 зритель.

Но самым рекордным по посещаемости среди всех спортивных мероприятий в США стала игра... между студенческими командами по американскому футболу «Мичиган» и «Нотр-Дам». В 2013 году на стадион пришли 115 тысяч человек. Ничего удивительного в том, что все рекорды ставились именно в Энн-Арбор: просто «Мичиган Стэдиум», домашняя арена для студенческой команды по американскому футболу и лакросу, самая вместительная арена США. Да и не только США, а всего Западного полушария. Она занимает третье место в мире (вместимость более 109 тысяч) после «Стадиона индийской молодежи» в Калькутте (120 тысяч) и «Стадиона Первого мая» в Пхеньяне (150 тысяч).

Вообще, о показателях посещаемости, например, Национальной футбольной лиги (НФЛ) все остальные лиги мира могут только мечтать. Средняя посещаемость матчей в сезоне составляет 65-70 тысяч человек, а средняя заполняемость стадионов — 92 процента. В то время как некоторые стадионы насчитывают до 108 процентов зрителей. Не удивляйтесь, так бывает, когда на игру продают стоячие места.

В НХЛ средняя посещаемость около 18 тысяч за матч, а заполняемость арен порядка 96 процентов.

В Главной лиге бейсбола (МЛБ) средняя посещаемость — 31 тысяча, средняя заполняемость — 70 процентов, причем, разница между клубами иногда велика. К примеру, в 2013 году «Сан-Франциско» могли похвастаться почти стопроцентной заполняемостью, а «Сиэтл» и «Кливленд» не заполнялись даже наполовину (по 45 процентов в среднем).

НБА собирает в среднем по 17,5 тысяч зрителей за игру, заполняя баскет-холлы на 90 процентов, и это опять же усредненный показатель.

А Главная лига соккера (МЛС) просто кладет нашу премьер-лигу на лопатки: средняя посещаемость по последним данным почти 19 тысяч за матч при заполняемости 90,7%.

Сравнивать с этими цифрами показатели нашей РФПЛ даже как-то оскорбительно (меньше 12 тысяч за игру при заполняемости 57%), и ведь при этом у нас футбол — вид спорта номер один, а для них соккер — игра чужеродная. В КХЛ ситуация с процентом заполняемости чуть лучше — около 70, при том, что многие арены продаются более чем на 90% (и это касается, кстати, не только зарубежных участников Континентальной хоккейной лиги). А вот цифры посещаемости в три раза меньше, чем в НХЛ: порядка 6 тысяч человек в среднем за игру. Просто ледовые дворцы у нас меньше.

Но все это просто сухие цифры. Как же выглядят хваленные аншлаги на самом деле?

«Мэдисон Сквер Гарден» в Нью-Йорке - место практически культовое, видевшее Мохаммеда Али, Джо Фрейзера и Майка Тайсона, матчи всех звезд НХЛ и НБА, слышавшее Джона Леннона, Элтона Джона и Майкла Джексона. А еще В МСГ играют хоккейные «Рейнджерс» и баскетбольные «Никс». Пока последние отдыхали, «Рейнджеры» вовсю сражались в регулярном чемпионате НХЛ.

День был будний, однако в официальном протоколе значилось, что все билеты «sold out» и коробочка была полна (МСГ вмещает 18 тысяч). Тем не менее, такой идиллической картина не выглядела. Со стартовым свистком проплешины из пустых кресел стали потихоньку зарастать зрителями, но до конца дворец так и не заполнился. Либо не пришли некоторые обладатели абонементов, либо люди просто постоянно мигрировали по подтрибунным помещениям с пивом и хот-догами. А скорее всего, и то, и другое. Причем, как только в ворота «Рейнджерс» залетела четвертая шайба и стало ясно, что времени на то, чтобы отыграться не хватит, болельщики стали сотнями покидать свои места.

Зрители в США, кстати, совершенно не парятся по поводу того, что нужно от и до смотреть матч. Они ходят, общаются, попивают алкоголь, поедают фаст-фуд, раскупают атрибутику. Такая же картина была и в вашингтонском Верайзон Центре на «Кэпиталс». Все 18,5 тысяч кресел были заняты, если верить официальным данным. Если верить глазам, примерно 10-15 процентов мест пустовали.

«Федэкс Филд» - домашний стадион команды «Редскинс» по американскому футболу — вмещает 79 тысяч. Официальный сайт НФЛ утверждает, что на матче присутствовало 75227 зрителей, что похоже на правду. Стадион напоминал муравейник: сотни маленьких человечков (в масштабах арены, конечно) сновали туда-сюда по довольно крутым лестницам. Уходили с двадцаткой баксов в руках, возвращались с картошкой фри и пивом. А кто-то просто прогуливался со стаканном пенного по открытым галереям вокруг «Федекса» (благо, в тот день шпарило солнце) и лишь одним глазом следил за ходом матча на многочисленных экранах, развешенных повсюду. Выходной день, отличная погода и привязанность жителей США к американскому футболу сделали свое дело.

С походом на соккер ситуация была абсолютно противоположная. Зная о том, что и на наш европейский «ногомяч» американцы ходят толпами, мы оказались не готовы к удручающей картине, представшей перед нами на «Ред Булл Арене».

Среда. Проливной дождь. Пронизывающий ветер. Добираться до этой «тьмутаракани» называемой городом Хэррисоном, штат Нью-Джерси, пришлось на метро, электричке и пешком минут 25, потому что обещанный в билете бесплатный шаттл от станции почему-то не ходил. Попав на стадион, мы поняли, почему. Нет смысла метать бисер перед свиньями и отправлять автобусы за горсткой одуревших от соккера идиотов, даже в дождь. На домашнем стадионе команды «Нью-Йорк Ред Буллс», вмещающей 25 тысяч, мокли от силы полторы

тысячи человек. И это на матче Лиги чемпионов! Разочарование стало еще большим, как только выяснилось, что на поле не выйдет Тьери Анри, с 2010 года принадлежащий американской команде.

Поразмыслив над тем, почему растиражированная статистика посещаемости (на «Ред Булл» в среднем ходит по 18 тысяч человек) обманывает доверчивых русских, пришли к выводу: это для нас Лига чемпионов круче, чем матчи внутреннего (читай, российского) чемпионата. Для мега-патриотичных же американцев, вероятно, МЛС куда ближе, чем какая-то там лига чемпионов КОНКАКАФ. Ну и фактор погоды, наверное, сказался. Все-таки по судя по тому, что мы уже наблюдали раньше на спортивных объектах Нью-Йорка и Вашингтона, для американского зрителя комфорт очень важен, поскольку он идет развлекаться и отдыхать. А может они просто знали, что Тьери Анри не будет играть?

Среди пришедших же подавляющее большинство были испаноязычными выходцами из Латинской Америки. И судя по всему, та же самая картина наблюдается и на матчах МЛС, поскольку герои рекламных роликов в перерыве говорили на языке Сервантеса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру