Спорт в США. Матчдэй: "Всё больше американцев предпочитают здоровую еду"

Корреспондент «МК» совершил путешествие по американским аренам

 Хорошая посещаемость, о которой говорилось в предыдущем материале, дает хорошие заработки. Но главное, чтобы было что продавать. С этим в Штатах проблем нет.

Корреспондент «МК» совершил путешествие по американским аренам

 Как уже было сказано выше, заработки в день игры - важная часть доходов, наряду со средствами спонсоров, продажи прав на телетрансляции (к примеру, НБА получает ежегодно от телеканалов по миллиарду долларов, НФЛ — около 8,5 млрд долларов за сезон, МЛБ — 1,1млрд в год) и т. д. Билеты на спортивные мероприятия в США продаются хорошо. И разумеется, редкий американец уйдет с матча, не потратив сотню-другую на сосиски, картошку, пиво, футболку, бейсболку... Ассортимент практически бесконечен. Поэтому не случайно из 50 самых дорогих спортивных команд мира, опубликованных Forbes, 41 — это клубы США, причем подавляющее большинство из них играют в американского футбола. После «МЮ» и «Реала» - самыми дорогими объявлены «Нью-Йорк Янкис» (бейсбол, 1,85 млрд долларов), «Даллас Ковбойз» (американский футбол, 1,85 млрд) и «Вашигнтон Редскинс» (американский футбол, 1,56 млрд). Правда, у «краснокожих» уже двадцать лет пытаются отобрать право продавать продукцию с торговой маркой «Редскинс», потому что название и лицо индейца на логотипе якобы оскорбляет чувства коренных жителей Америки. При этом называться так команда сможет по-прежнему, а вот зарабатывать на своем названии — нет.

То, как в Штатах умеют делать деньги из спортивных шоу, хорошо показывает Супербоул (финальная игра за звание чемпиона НФЛ). Доходы от продаж на Супербоуле в течение долгих лет не опускались ниже планки 100 млн долларов, а в последние годы приблизились и даже достигли цифры 200 млн. Конечно, мерчендайзинг на Супербоуле — это не только еда и сувенирка на самом стадионе, это еще и масштабный потребительский рай в фан-зоне, которую посещает свыше 500 тысяч человек

В России же доходы с «матчдэй» малы настолько, что и доходами их назвать язык не поворачивается. И на серьезное их увеличение можно не надеяться по крайней мере до того, как разрешат продавать пиво. Заработки в нашей стране чаще всего официально не публикуются, поэтому приходится только догадываться или ловить крохи информации, пытаясь сложить их в единую картину. Как недавно в своем выступлении на Мировом футбольном форуме в Москве сказал исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан, в премьер-лиге доходы от продаж составляют максимум 10% от всех поступлений в казну клуба. В КХЛ ситуация похожая: 5-10%. Правда, случаются исключения. Например, вице-президент хоккейного клуба СКА Роман Ротенберг еще в прошлом году говорил, что по доходам от продаж билетов и атрибутики питерский клуб догнал некоторые клубы НХЛ: в позапрошлом сезоне коммерческая деятельность СКА принесла клубу 10 млн долларов.

Нам же удалось наблюдать, каким образом заработанные зеленые бумажки американцев утекают в карманы их любимых клубов. Да, американцы ходят на спортивные мероприятия, как на семейный праздник, и все условия для этого есть. Пару сезонов назад атмосферу семейного праздника пробовал создать баскетбольный ЦСКА на матчах Евролиги, которые проходили на арене «Мегаспорт». Вот там были и детские комнаты с аниматорами, и клоуны с оркестрами, развлекающие зрителей, и автограф-сессии игроков прямо в подтрибунках, и Яна Чурикова, предлагающая продегустировать сыр от спонсора, и довольно разнообразная еда, правда, все равно не дотягивающая до американских стандартов. И ведь арена заполнялась процентов на 70, что для московского баскетбола весомый результат. Но «Мегаспорт» закрылся, а для спорткомплекса ЦСКА вместимостью 5 тысяч человек такие увеселения устраивать стало нерентабельно.

Для спорта в США понятия «нерентабельно» не существует. На хоккее вас ждут удобные мягкие кресла с подстаканниками, как в кинотеатрах. Там ведь продают пиво, а значит, должно быть и место, куда его поставить. Кстати, продают там не только пиво. Ассортименту алкогольной продукции позавидует и иной бар. Однако, все раза в полтора-два дороже чем в городе, и еще на стадионах у нас постоянно спрашивали ID, то есть удостоверение личности.

Хотя в городских барах и магазинах алкоголь продавали без вопросов. Это, конечно, приятно, потому что 21-летний рубеж был пересечен... ну в общем, давно.

С едой тоже проблем нет: любой фаст-фуд, который возможен, в наличии. Можно найти даже палатки с кошерной едой! И на этом в США не останавливаются. Ассортимент питания расширяется с каждым годом, потому что все больше и больше американцев предпочитают здоровую пищу: салаты, супы. А в ВИП-ложах предлагают шикарную карту вин и дорогого шампанского с устрицами и молюсками.

И никаких очередей, потому что стойки с едой и напитками занимают практически все пространство, а незанятое общепитом заполнили магазины с атрибутикой. Маленькие и большие, с футболками любых размеров, спортивными костюмами, толстовками, бейсболками, магнитами, брелоками и прочей мелочью. Правда, наборов отверток или тостеров с логотипами «Редскинс» или «Кэпиталс», которых полно на полках европейских фан-шопов, мы не нашли. Но экипировку любимых игроков раскупают, как горячие пирожки. Практически все болельщики приходили на матч в хоккейных свитерах или футбольных джерси. По дороге на «Верайзон» в Вашингтоне встречаются сотни и сотни Алексов Овечкиных. Там просто настоящий культ Ови! А вот у вашингтонских любителей американского футбола, судя по их спинам, фаворитом является Роберт Гриффин III. Неудивительно, что в НФЛ его имя на пятом месте в списке самых продаваемых джерси.

Большинство спортивных арен в США являются универсальными. Сегодня в «Мэдисон Сквер Гарден» играют «Рейнджеры» и все магазины завалены продукцией НХЛ, а завтра весь товар куда-то прячется, а на полках и вешалках появляется атрибутика «Никс», играющих очередной домашний матч в НБА. А когда там пройдет концерт Джастина Бибера, то магазинчики заполнятся его дисками, плакатами и памятными магнитами о знаменательном вечере.

Читайте также репортажи корреспондента "МК" по теме:

Спорт в США: безопасность

Спорт в США: болельщики

Спорт в США: стадионы и комфорт

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру