Тюрьма за игру на гормоне

Николай Дурманов: “Борьба с допингом выходит за рамки спорта”

  В историю борьбы за благородство и чистоту в спорте 2006 год войдет отдельной страницей. А все началось с того, что 28 декабря Президент России Путин подписал закон “О ратификации РФ антидопинговой конвенции ЮНЕСКО”. Так наша страна оказалась в числе первых 30 государств (сейчас их уже больше), которые начнут новый этап войны с запрещенными препаратами и с теми, кто их разрабатывает и распространяет. Антидопинговый кодекс вступит в силу с 1 февраля. Как мир будет бороться с опасной химией впредь, “МК” разъяснил глава отдела антидопингового обеспечения Росспорта.
     
     — Можно сказать, 29 декабря мы с вами проснулись в другой стране, — говорит Дурманов. — Прежде эта тема существовала как бы внутри спорта, теперь же допинг объявлен угрозой национальной безопасности. Борьба с препаратами превращается из борьбы за имидж в обязанность государства. Что это означает? Что будут привлечены силовые структуры, предстоят поправки в Уголовный кодекс и в некоторые положения гражданских кодексов. Проще говоря, преследоваться по закону будет и реклама допинга, и его распространение. Статья 234 УК РФ предусматривает тюремное заключение.

* * *

     Уже ни для кого не секрет, что эта индустрия давно приняла форму пресловутого наркобизнеса, допинг-потоки на картах мира напоминают нити малых и больших рек. Выдвигаются версии о причастности к этому русской и итальянской мафии, а также криминальных структур Греции, Румынии и Китая. Очевидно, что под ударом оказываются прежде всего лидирующие спортивные державы — Россия и США. Важность вопроса и первоначальные шаги прописаны в тексте конвенции, кодексе Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и документах Совета Европы.
     С 5 по 7 февраля в Париже пройдет конференция по созданию органа по управлению и координации деятельности Конвенции. Будет избран председатель и 4 заместителя. Высоко оцениваются шансы представителя России оказаться на одном из постов.
     — А в самое ближайшее время состоится встреча в Совете Европы, посвященная допинг-трафику, — рассказывает Дурманов. — Она не будет посвящена взятию проб, здесь у нас все нормально. Будут затронуты другие вопросы. Например, необходимо ли специально маркировать препараты, которые продаются в аптеке. В Италии такая практика действует. Многое из запрещенного в Европе продается только в спецклиниках, а здесь в аптеках есть и EPO, и гормон роста. И фенотропил, стоивший России “серебра” в Турине, легко доступен…

* * *

     Львиная доля спроса на запрещенные препараты приходится на сферу боди-имиджа. Культуристы, не подверженные контролю, поглощают бешеное количество гормонов. Плюс к тому около 30 процентов препаратов распространяется через Интернет. Некоторые сайты существуют и на русском языке. Со временем доля продаж препаратов по Сети, прогнозируют эксперты, возрастет до 50 %. В спорте, по словам главы Антидопинговой службы России, тенденция не столь угрожающая.
     — У нас за 2006 год много радостей. Совершенствуются лаборатории, появляется тематическая литература, — рассказывает Дурманов. — Видно невооруженным глазом, насколько уровень врачей и тренеров вырос. И в то же время за год поймано 54 спортсмена, а это — 1 процент от общего числа в стране. И это только те, кого ранее предупреждали.
     — Можно ли надеяться, что скандалов будет меньше?
     — Нет. Этой зимой и весной будут в основном разговоры про гемоглобин (сам по себе новый допинг настолько совершенен, что практически невидим). Первоначально это коснется коньков, биатлона, лыж и велоспорта, а затем перекинется на легкую атлетику и греблю. Единственный способ бороться с такими препаратами — отслеживать общее состояние организма каждого участника. Если индивидуальные показатели просто прыгают — мы будем отстранять этого спортсмена временно, по системе No start. За ней следует разбирательство, занимающее приблизительно 5—7 суток. А уж если эти самые показатели меняются слишком интенсивно — это уже однозначная дисквалификация для атлета…
     
     ФАКТЫ
     •Велогонка “Тур де Франс” 1998 года, сопряженная с рекордным количеством допинг-скандалов (снимались с дистанции целые команды), подтвердила, что произошло сращивание двух миров — криминального и лекарственного.
     •В ходе “Операсьон пуэрте” раскрыта деятельность лаборатории испанского доктора Фуэнтеса, снабжавшей элитных спортсменов дорогостоящими препаратами. Существовала даже отдельная такса на их победы в Олимпиадах.
     •В Нью-Йорке арестована некая криминальная группа, выменивавшая на наркотики и наличные доллары гормон роста. Этот препарат перепродавался спортсменам по $1500—2000 за “порцию”.
     •На границе Мексики и США взят с поличным дилер, перевозивший на себе генно-инженерные препараты на сумму около $10 млн.
     •На территории Приморского края задержана банда наркоторговцев. В числе изъятого — гормон роста китайского производства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру