Собака лает — караван пришел!

Марафон “Дакар-2007” финишировал. Что будет дальше?

  В воскресенье вечером на живописном берегу Розового озера в столице Сенегала через финишные створки проехал последний автомобиль внедорожного ралли-рейда “Дакар-2007”. На этом адская трансафриканская эпопея, начавшаяся 6 января в Лиссабоне, закончена. Триумфаторы получили бронзовые статуэтки бедуинов — читай, сертификат отваги. А мы пребываем в смешанных чувствах… С одной стороны, многие из участников-россиян доехали до финиша, с другой — прервана пятилетняя гегемония нашего “КамАЗа”, считавшегося главным фаворитом рейда.
     
     О том, чем запомнился этот “Дакар” и чего нам ожидать в будущем, корреспондент “МК” побеседовал с пятикратным участником легендарного ралли за рулем “КамАЗа”, одним из российских первопроходцев Африки — Евгением Дорониным.

Грузовики: скорость становится критической

     — Очевидно, что мнения разделятся. Кто-то назовет 2-е место экипажа Ильгизара Мардеева провалом, а кто-то — удачей. Поскольку эту кухню вы знаете изнутри, то ваше мнение...
     
— Все время побеждать нельзя. В чем-то есть свои плюсы: вспомним, как чуть не погубил “Формулу-1” своими бесконечными победами Шумахер. Но и там потихоньку рос новый чемпион. Пока на трассе и на страницах газет дрались лидеры — “КамАЗ” и DAF, — из-за спины выскочил MAN Ханса Стейси. И с третьей попытки победил. Ведь на гребне успеха в автоспорте удержаться крайне сложно. Конкуренты не дремлют. А скорость грузовиков выросла так, что порой лидер их зачета приезжал в абсолюте 7-м (!). Прежде такое и присниться не могло. И вот грузовик Володи Чагина попадает в катастрофу. Воля случая — на его месте мог оказаться любой.
     — Это означает, что на “Дакаре-2008” могут ввести ограничения!
     
— Да, и именно из-за этой аварии. Можно ждать лимита скорости и ограничений по мощности. Вот смотри: ранее поговаривали о том, что грузовики все-таки будут стартовать вместе со всеми, но не в конце каравана, мол, они стали конкурентоспособны. Но есть и другая сторона медали: за ними понимается столб пыли — и это может привести к авариям джипов и мотоциклов.
     — Вместе с тем мы жалуемся на недостаток внимания именно к грузовикам.
     
— Это повелось с тех времен, когда грузовые машины выполняли роль исключительно технической поддержки. Спортивный директор “КамАЗа” Семен Якубов работает над тем, чтобы сломать эту традицию.
     — У Чагина и Мардеева автомобили идентичные. Но догнать Стейси наш второй экипаж не смог…
     
— В любой команде есть лидер. В “КамАЗе” это Чагин — быстрый, “острый”. И есть более ровный Мардеев, который меньше рискует, но идет основательно. Когда эстафетная палочка была передана ему, он к тому времени сильно отстал, потому что не было задачи гнать с первых отрезков. Но его “серебро” я не отношу к неудачам. Неудача — это когда на подиуме никого из наших нет.

Мотоциклы: всех подряд пускать в Африку нельзя

     — Жень, состязания двухколесных монстров каждый год уносят жизни людей. Что имеем на этот раз? Аварию с летальным исходом и еще смерть от остановки сердца. Противникам “Дакара” это лишний повод бушевать. Даже Ватикан высказался довольно резко.
     
— Лишний раз убеждаюсь, что мотогонщики не успевают восстанавливаться. Причина смерти либо тепловые удары, либо перенагрузка, когда организм отказывается понимать все это. Что можно сделать? Либо увеличивать штат медиков и умножать оборудование. Либо проводить серьезное медицинское освидетельствование.
     — То есть не пускать на старт участников, у которых проблемы со здоровьем.
     
— Да. В олимпийских видах больных ведь нет!
     — Поспорю. Люди умирали и на футболе, и в фигурном катании...
     
— Ну вот видишь. Даже на футболе и на льду… А “Дакар” — это хотя еще и не космический полет, но очень близко к этому.
     — Со здоровьем ясно. А что касается техники?
     
— Ну здесь не только о мотоциклах речь идет. Двухмоторный DAF несколько лет назад похоронил свой экипаж. Из-за несоответствия деталей дисквалифицировали и MAN. Сейчас за 2 этапа до финиша контроль прошли все. Люди не рискуют: куда еще быстрее ехать? Хотя вот ребята из GINAF нахваливали свои суперподвески, а на деле деле они недоработаны, потому представляют опасность. Отсюда и проблемы с приводом переднего моста.

Автомобили: повод для оптимизма есть!

     — Теперь о приятном. Не все наши внедорожники доехали, но кому это удалось — просто молодцы. Кого из коллег-соперников вы лично выделите?
     
— Экипаж Сергея Шмакова: он четвертый в своем классе. А Новицкий и Тюпенкин — вообще вторые среди любителей. Ехали стабильно, хорошо работал штурман. Он был главным в экипаже — это правильно. Вроде бы второй “Дакар”, но ведь и год назад ребята до Розового озера добрались! Есть чем гордиться. Им, всей стране.
     — Но жаль, что сошли Беркут и Николаев...
     
— Да, совершили оплошность: после песков не подняли давление в шинах. И вся масса автомобиля пришлась на диски. Но то, что все наши приезжали ровно, в одной минуте, — плюс.
     — А дебютанты?
     
— Логинов и Кузьмич молодцы, Соловьев с Жильцовым — тоже. О них я больше всего беспокоился: все-таки оба пилоты. Один спокойный, а второй — холерик.
     — Год назад так сошел Леша Васильев.
     
— Именно. И это произошло еще в дебюте.
     — А как дела у иностранцев?
     
— Запомнился легендарный американец из серии NASCAR — Робби Гордон. С ним ситуация была любопытная. Hammer не подходил ни под одну из категорий автомобилей, даже в багги. Но оргкомитет пошел ему на уступки: важна американская аудитория, трансляции. Его все без исключения поздравляли, хотя и ехал он в своем классе один. А посмотреть на результаты в абсолюте — ехал здорово!
     
      Дакар-2007. Итоговый зачет
     Грузовики

     1. Стейси/Готлиб/дер Киндерен (Нидерланды/Бельгия/Нидерланды, MAN) — 54 часа 3 мин. 5 сек.
     2. Мардеев/Беляев/Николаев (Россия, “КамАЗ”) — 57:13.57
     3. Лопрайс/Гилар (Чехия, Tatra) — 58:48.35…
      Легковые автомобили
     1. Петрансель/Коттре (Франция, Mitsubishi) — 45:53.37
     2. Альфан/Пиккар (Франция, Mitsubishi) — 46:01.03
     3. Шлессер/Деброн (Франция, Schlesser) — 47:27.34...
      Мотоциклы
     1. Депре (Франция, KTM) — 51:36.53
     2. Касто (Франция, KTM) — 52:11.12
     3. Блэйс (США, KTM) — 52:28.59...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру