О том, чем запомнился этот “Дакар” и чего нам ожидать в будущем, корреспондент “МК” побеседовал с пятикратным участником легендарного ралли за рулем “КамАЗа”, одним из российских первопроходцев Африки — Евгением Дорониным.
Грузовики: скорость становится критической
— Очевидно, что мнения разделятся. Кто-то назовет 2-е место экипажа Ильгизара Мардеева провалом, а кто-то — удачей. Поскольку эту кухню вы знаете изнутри, то ваше мнение...— Все время побеждать нельзя. В чем-то есть свои плюсы: вспомним, как чуть не погубил “Формулу-1” своими бесконечными победами Шумахер. Но и там потихоньку рос новый чемпион. Пока на трассе и на страницах газет дрались лидеры — “КамАЗ” и DAF, — из-за спины выскочил MAN Ханса Стейси. И с третьей попытки победил. Ведь на гребне успеха в автоспорте удержаться крайне сложно. Конкуренты не дремлют. А скорость грузовиков выросла так, что порой лидер их зачета приезжал в абсолюте 7-м (!). Прежде такое и присниться не могло. И вот грузовик Володи Чагина попадает в катастрофу. Воля случая — на его месте мог оказаться любой.
— Это означает, что на “Дакаре-2008” могут ввести ограничения!
— Да, и именно из-за этой аварии. Можно ждать лимита скорости и ограничений по мощности. Вот смотри: ранее поговаривали о том, что грузовики все-таки будут стартовать вместе со всеми, но не в конце каравана, мол, они стали конкурентоспособны. Но есть и другая сторона медали: за ними понимается столб пыли — и это может привести к авариям джипов и мотоциклов.
— Вместе с тем мы жалуемся на недостаток внимания именно к грузовикам.
— Это повелось с тех времен, когда грузовые машины выполняли роль исключительно технической поддержки. Спортивный директор “КамАЗа” Семен Якубов работает над тем, чтобы сломать эту традицию.
— У Чагина и Мардеева автомобили идентичные. Но догнать Стейси наш второй экипаж не смог…
— В любой команде есть лидер. В “КамАЗе” это Чагин — быстрый, “острый”. И есть более ровный Мардеев, который меньше рискует, но идет основательно. Когда эстафетная палочка была передана ему, он к тому времени сильно отстал, потому что не было задачи гнать с первых отрезков. Но его “серебро” я не отношу к неудачам. Неудача — это когда на подиуме никого из наших нет.
Мотоциклы: всех подряд пускать в Африку нельзя
— Жень, состязания двухколесных монстров каждый год уносят жизни людей. Что имеем на этот раз? Аварию с летальным исходом и еще смерть от остановки сердца. Противникам “Дакара” это лишний повод бушевать. Даже Ватикан высказался довольно резко.— Лишний раз убеждаюсь, что мотогонщики не успевают восстанавливаться. Причина смерти либо тепловые удары, либо перенагрузка, когда организм отказывается понимать все это. Что можно сделать? Либо увеличивать штат медиков и умножать оборудование. Либо проводить серьезное медицинское освидетельствование.
— То есть не пускать на старт участников, у которых проблемы со здоровьем.
— Да. В олимпийских видах больных ведь нет!
— Поспорю. Люди умирали и на футболе, и в фигурном катании...
— Ну вот видишь. Даже на футболе и на льду… А “Дакар” — это хотя еще и не космический полет, но очень близко к этому.
— Со здоровьем ясно. А что касается техники?
— Ну здесь не только о мотоциклах речь идет. Двухмоторный DAF несколько лет назад похоронил свой экипаж. Из-за несоответствия деталей дисквалифицировали и MAN. Сейчас за 2 этапа до финиша контроль прошли все. Люди не рискуют: куда еще быстрее ехать? Хотя вот ребята из GINAF нахваливали свои суперподвески, а на деле деле они недоработаны, потому представляют опасность. Отсюда и проблемы с приводом переднего моста.
Автомобили: повод для оптимизма есть!
— Теперь о приятном. Не все наши внедорожники доехали, но кому это удалось — просто молодцы. Кого из коллег-соперников вы лично выделите?— Экипаж Сергея Шмакова: он четвертый в своем классе. А Новицкий и Тюпенкин — вообще вторые среди любителей. Ехали стабильно, хорошо работал штурман. Он был главным в экипаже — это правильно. Вроде бы второй “Дакар”, но ведь и год назад ребята до Розового озера добрались! Есть чем гордиться. Им, всей стране.
— Но жаль, что сошли Беркут и Николаев...
— Да, совершили оплошность: после песков не подняли давление в шинах. И вся масса автомобиля пришлась на диски. Но то, что все наши приезжали ровно, в одной минуте, — плюс.
— А дебютанты?
— Логинов и Кузьмич молодцы, Соловьев с Жильцовым — тоже. О них я больше всего беспокоился: все-таки оба пилоты. Один спокойный, а второй — холерик.
— Год назад так сошел Леша Васильев.
— Именно. И это произошло еще в дебюте.
— А как дела у иностранцев?
— Запомнился легендарный американец из серии NASCAR — Робби Гордон. С ним ситуация была любопытная. Hammer не подходил ни под одну из категорий автомобилей, даже в багги. Но оргкомитет пошел ему на уступки: важна американская аудитория, трансляции. Его все без исключения поздравляли, хотя и ехал он в своем классе один. А посмотреть на результаты в абсолюте — ехал здорово!
Дакар-2007. Итоговый зачет
Грузовики
1. Стейси/Готлиб/дер Киндерен (Нидерланды/Бельгия/Нидерланды, MAN) — 54 часа 3 мин. 5 сек.
2. Мардеев/Беляев/Николаев (Россия, “КамАЗ”) — 57:13.57
3. Лопрайс/Гилар (Чехия, Tatra) — 58:48.35…
Легковые автомобили
1. Петрансель/Коттре (Франция, Mitsubishi) — 45:53.37
2. Альфан/Пиккар (Франция, Mitsubishi) — 46:01.03
3. Шлессер/Деброн (Франция, Schlesser) — 47:27.34...
Мотоциклы
1. Депре (Франция, KTM) — 51:36.53
2. Касто (Франция, KTM) — 52:11.12
3. Блэйс (США, KTM) — 52:28.59...