Эта история тянется несколько лет, но только сейчас коллекционеру Андрею Васильеву удалось добиться возбуждения уголовного дела по статье «мошенничество в особо крупном размере» (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и дождаться реакции Министерства культуры.
Все началось в 2009 году, когда известный издатель Леонид Шумаков предложил Васильеву купить картину Бориса Григорьева «В ресторане». К этому моменту цены на работы художника-авангардиста, эмигрировавшего из России в 1919 году, сильно подскочили: так, в 2007 году григорьевский «Арлот из Марселя» продан за £1,3 млн ($2,7 млн) на Christie`s. Поразмыслив, Васильев решил приобрести картину, пусть без экспертного заключения о ее подлинности.
— Есть такое понятие «уважаемые люди». Леонид Шумаков — не человек с улицы, а известный издатель, владелец издательства , который издает монографические исследования о художниках, в том числе и о Борисе Григорьеве, — объясняет свою доверчивость коллекционер.
Год спустя Васильев представил свою покупку на выставке в Москве. Там ее заметила сотрудница центра Грабаря Юлия Рыбакова, которая, как выяснилось, еще раньше исследовала картину и признала ее подделкой — краски, использованные для создания полотна, появились уже после смерти Григорьева. Тогда Васильев и начал разбираться в ситуации. Оказалось, что Шумаков получил картину из рук Елены Баснер, которая до 2003 года работала в Русском музее.
— После этого полиция целый год проводила проверку, и только сейчас было возбуждено уголовное дело: какая-то невидимая рука будто все это придерживала, я не понимаю. Я сам провел расследование и выяснил, что картина могла попасть к г-же Баснер через многократно судимого эстонского уголовника... В любом случае я руководствуюсь презумпцией невиновности, у меня нет никаких доказательств против Елены Баснер.
Сама искусствовед Елена Баснер негодует: «Мне кажется, г-ну Васильеву нужно обратиться к психиатру! Три года назад мне приносили работу, в подлинности которой я была абсолютно уверена. Но я даже не давала письменного заключения!»
В 2011 году картина «В ресторане» появилась на ретроспективе художника, организованной Русским музеем к его юбилею. «Как бы там ни было, нужно понять, как мог появиться клон картины из Русского музея без участия кого-то из сотрудников Русского музея», — недоумевает коллекционер. Именно это побудило его обратиться к Владимиру Мединскому, который и распорядился организовать проверку фондохранилищ Русского музея.
Может быть, ведомство г-на Мединского сможет внести ясность в эту темную историю.