Музей Маяковского — уникальное здание, построенное на месте дома, где жил и покончил с собой поэт, — давно не знало ремонта. В 1987–1989 годах там прошла большая реконструкция (по проекту Ивана Лубенникова), и дом в Лубянском проезде превратился в оригинальную выставочную и поэтическую площадку, которая всегда собирала пусть небольшую, но преданную аудиторию. Узнав о смене директора и планах Департамента культуры, сотрудники и поборники музея объявили настоящую информационную войну реформам.
Гневный пост кандидата исторических наук Тараса Полякова, автора сценарной концепции экспозиции Музея Маяковского, нашел массу откликов. Музейщик уверен, «цель новых геростратов — создать примитивный аналог Центра Помпиду: развесить в пространстве музея, освобожденного от уникальных музейных инсталляций, основой которых являются мемориальные предметы, «картинки» на тему «русский футуризм». Он критикует решение о снятии с должности Светлану Стриженовой, которая из «шашлычной», как называли многие коллеги Музей Маяковского в те годы, сделала уникальный объект. И нелестно отзывается о новом директоре: «Эта дама была уволена за профессиональную непригодность и за нарушение трудовой дисциплины из Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина». Официальное письмо из ГМИИ им. Пушкина, размещенное на сайте Музея Маяковского, подтверждает, что Морозова действительно имела судебные тяжбы с одним из крупнейших музеев Москвы.
А что думает о нарастающей агрессии внутри коллектива музея сама Морозова? Звоним Надежде — как раз перед началом ученого совета, где и должны обсуждать реконструкцию.
— Мы работаем с проектом компании, которая выиграла тендер по конкурсу. Пока окончательного решения по реконструкции нет — идет обсуждение. Заявлен капитальный ремонт всех коммуникаций. Невозможно поменять окна, свет, проводку и все остальные коммуникации без перемещения экспозиции. Мы сделаем все, чтобы музей оставался таким, каким его знают и почитают.
— Почему музей закрывается накануне важной даты — 120-летия Маяковского?
— Ждать нельзя. Здание рушится, его надо спасать! А ведь в музее находятся уникальные экспонаты — они могут погибнуть в таких условиях.
— Как вы относитесь к критике, которая идет в ваш адрес со стороны сотрудников музея?
— Я не понимаю, кто и откуда берет информацию, ведь даже мы еще не знаем, какой будет реконструкция. С ГМИИ им. Пушкина у меня действительно был суд, но давно, и я выиграла процесс. Так что, не зная «А», говорить «Б» нельзя.
По словам Морозовой, во время реконструкции Музей Маяковского не прекратит свою работу — пройдут временные выставки в ГЦСИ, Третьяковской галерее и «Домике Чехова», где покажут экспонаты фонда, которые прежде никогда не показывались. Она также сообщила, что Светлане Стрижневой (ей сейчас 75 лет) предлагали остаться в музее, но она отказалась.