МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

На кремлевскую сцену вывели слона

«Кремлевский балет» представил публике свою версию балета «Баядерка»

Театр «Кремлевский балет» пополнил свою афишу очередной жемчужиной классического репертуара XIX века. Премьеру спектакля «Баядерка» экс-худрук «Кремлевского балета» Андрис Лиепа запланировал еще в прошлом сезоне, то есть во времена своего недолгого правления балетной труппой… Но осуществил задуманное только сейчас.

Фото предоставлено пресс-службой Государственного Кремлевского Дворца

В данном случае театр не только пошел на поводу у «кассы» и любителей классики, обожающих этот балет. Такой шаг со стороны руководства, традиционно делающего ставку на классическую составляющую репертуара, является насущным и стратегически важным и для развития балетной труппы. Балет «Баядерка», созданный Мариусом Петипа для Большого Каменного театра Санкт-Петербурга в 1877 году, на кремлевской сцене до сего времени никогда не ставился. И не случайно… Такой балет, хотя и является непременной частью репертуара всех уважающих себя балетных компаний, далеко не каждой труппе по зубам. Чего стоят одни шествия!

Так (согласно скрупулезным подсчетам Мариуса Петипа) в шествии третьей картины тут должно быть занято около 200 человек! А из реально танцующих только в сложнейшей картине третьего акта «Тени» театр должен выставить 32 отлично выученные балерины (на премьере у Петипа их было вообще 64 (!), что сегодня не потянет ни одна балетная труппа мира). Именно они идеально, такт в такт, словно мантру, и повторяют, спускаясь с небесных отрогов, один и тот же известный теперь каждому балетоману классический текст: арабеск, пор-де-бра, шаг, арабеск, пор-де-бра, шаг... — завораживая и гипнотизируя зрительный зал этой «чудной молитвой».

Фото предоставлено пресс-службой Государственного Кремлевского Дворца

Как и Музыкальному театру им. Станиславского и Немировича-Данченко, осуществившему «Баядерку» в версии Натальи Макаровой два года назад, «Кремлевскому балету» пришлось добирать для этой картины учениц Московской академии хореографии. Но это того стоило… Результат, представленный труппой «Кремлевского балета», впечатляет: вышколенный и собранный кордебалет, блестящие танцы солистов, красочные декорации в индийском стиле, по роскоши и колориту не уступающие декорациям Большого театра (художник-постановщик В.Окунев).

Фото предоставлено пресс-службой Государственного Кремлевского Дворца

Разумеется, труппе есть над чем работать: рукам теней немного не хватает поэзии и одухотворенности… Великий брамин (Николай Желтиков) сильно перемудрил с гримом и был скорее похож на ходячий экспонат анатомического театра или зомби из голливудских ужастиков, нежели на живого, не чуждого «мирской суете» властолюбивого и мстительного жреца. Не дотягивает до соответствующего уровня и Никия — Ирина Аблицова, балерина опытная, но актерски не слишком выразительная. Гораздо лучше в третьей вариации из «Теней» смотрелась другая исполнительница — Жанна Губанова — одно из удачнейших приобретений театра за последнее время. Яркий и запоминающийся образ Гамзатти хорошо подошел технически подкованной американке Джой Уомак, как и положено дочери раджи, властной и стервозной. А Солору Михаила Мартынюка для знаменитого воина хотя и несколько не хватало чисто визуальной внушительности, тем не менее мужественности и харизмы было в избытке. Премьер «Кремлевского балета» покорял зрительный зал не только усложненными прыжками, вращениями и другими техническими наворотами, на которые он большой мастер, но и актерской составляющей: его Солор был убедителен и великолепен.

Фото предоставлено пресс-службой Государственного Кремлевского Дворца

Андрис Лиепа ориентировался в своей «Баядерке» на и поныне идущую версию Мариинского театра, созданную на основе хореографической композиции Мариуса Петипа, и представил в Кремле вполне адекватную редакцию. Понятно, что для труппы в 70 человек и действия, урезанного до двух актов с одним антрактом (первая, вторая и третья картины здесь оказались объединены), ему пришлось делать необходимые сокращения. Поскольку народу катастрофически не хватало, в слуг, несущих палантин или обмахивающих опахалами царственных особ, он переодел девушек; в картине свадьбы Солора на сцену совсем не вывел жрецов, за исключением их главного представителя — Великого брамина. Да и вообще существенно купировал шествия. Кроме того, предусмотрительно ликвидировал утяжелявшую действие вставку в балет Константина Сергеева — дуэт Никии и раба, сократил танец ману, танцы с попугаями…

Фото предоставлено пресс-службой Государственного Кремлевского Дворца

Зато все основные балетные шлягеры остались на своих законных местах: как и прежде, в первом действии заклинают огонь факиры, в сцене свадьбы по-прежнему радует зрителей джампе, а главное, зажигательный танец с барабаном и индусский танец, с драйвом исполненный Евгением Королевым, Алиной Каичевой. Несмотря на сокращение числа танцовщиков, центром третьей картины по-прежнему остается эффектнейшее grand pas, а финалом — танец Никии с корзиночкой, укус змеи и смерть баядерки.

Продолжил Лиепа и еще одну замечательную традицию этого балета, которую в Москве никто до него не использовал. К восторгу зрительного зала, Солор прибывает на собственную свадьбу, восседая на гигантском слоне. По задумке Петипа, слон сопровождает выход главного героя в Мариинском театре аж с 1900 года, когда спектакль восстанавливали для царской фаворитки Матильды Кшесинской (согласно сохранившимся записям самого хореографа на премьере 1877 года, слона, по видимому, еще не было). В наличии гигантский муляж слона на колесиках сейчас в Парижской опере — Рудольф Нуреев, перед смертью воссоздавший спектакль для этого театра, без слона его себе просто не представлял. Теперь слон есть и в Москве.

Единственным ноу-хау постановщика на премьере было перемещение танца Золотого божка (Егор Мотузов был в этой партии снайперски точен и органичен) в заключительный акт «Теней»… История этого персонажа, так же как и разные версии окончания балета, тоже небезынтересна… У самого Петипа третья картина являла собой, как известно, не сцену свадьбы, как это показано у Андриса Лиепы и как повелось с 1941 года, когда балет отредактировали Вахтанг Чабукиани и Владимир Пономарев. Раньше картина была приурочена к празднику в честь идола Бадрината, и этого самого идола тогда, как и слона, на сцену выносили в виде муляжа. В 1948 году идол затанцевал: чтобы украсить свадьбу Солора, виртуознейшую вариацию идола, которого переименовали к тому времени в Золотого божка, поставил её первый исполнитель Николай Зубковский. Андрис Лиепа придумал для этого персонажа и вовсе нечто необыкновенное: теперь божок в его редакции не только не танцует на свадьбе — он является «глюком» Солора курящего опиум…

Конечно, в Кремле в целях пропаганды здорового образа жизни опиум заменили на кальян, о чем и сообщили в программке… Но все равно возникающий в обкуренной голове Солора божественный мираж, по идее постановщика, должен выполнять функцию «почетного караула» и сопровождать великого воина в вечное царство теней. На деле в «Тенях» божок, конечно, не появляется, а появляется перед этим актом на диване, где только что восседал Солор, и после своего танца исчезает так же внезапно, как и появился. Солор же попадает в фантастическое пространство, где ему среди других теней суждено увидеть тень возлюбленной, и оттуда он уже никогда не вернется.

До революции за этим актом следовал еще один — с эффектнейшей сценой разрушения храма, носящей название «Гнев богов», впоследствии утерянной. Там-то и происходила у Петипа свадьба Солора, пробудившегося все-таки от своего опиумного сна. Сейчас этот акт модно восстанавливать — он присутствует в уже упомянутой нами редакции Натальи Макаровой, а также в реконструкции постановки 1900 года, осуществленной Сергеем Вихаревым для Мариинского театра в 2002 году… Этого Андрис Лиепа в своей версии делать не стал, благоразумно предпочитая держатся советской традиции.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах