МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В ЦДХ открывается уникальная выставка Шишкина

На Крымском Валу одна экспозиция лучше другой

Пока все как сумасшедшие рвутся в Третьяковку на выставку Айвазовского, чьи полотна большее впечатление производят в феодосийской галереи мастера и вообще их увидеть можно много где, за стеночкой у Ивана Константиновича развесили редчайшие офорты, графику другого Ивана – Шишкина. Вот эти-то работы больше нигде не встретить! Их на месяц с небольшим маститые коллекционеры одолжили маленькой, но очень авторитетной галерее «Кабинетъ», обитающей в ЦДХ.

Фото: Ксения Коробейникова

Здесь, в двух залах внутри Садового, оказываешься как будто на природе. Полевые цветы выглядывают из ваз, а на стенах – деревенское раздолье: снопы сена, покосившиеся избы, лошадь с телегой посреди безграничного поля, опушка леса с грибами, парящие над озерами птицы, собирающая ягоды среди цветов мать-и-мачехи старушка в платочке... Вся эта русская жизнь уложилась в 60-и офортах Шишкина, которые вошли в последний и самый полный альбом печатной графики мастера пейзажа, изданный Адольфом Марксом в 1894 году.

За этот ретроспективный альбом художник болел душой, поэтому подготавливал его сам (даже портрет свой сделал на обложку). Собрал сохранившиеся доски с гравюрами, прошел большинство из них специальной иглой и дополнительным травлением, некоторые переделал композиционно, как, например, офорт «Зимняя ночь», который в сборнике получил название «Зимняя лунная ночь».

Кстати, в эту же папку вошли 19 новых работ, не издававшихся ранее. Еще из редких работ – вид на реку Каму, который выделяется среди черно-белых офортов нежно-голубой водой. По словам куратора экспозиции Константина Журомского, не сохранилось сведений отом, почему Шишкин решил прибегнуть в этот раз к цвету.

– Константин, а вы умышленно открываете свой проект в один день с выставкой Айвазовского?

– Конечно, ведь их имена одного национального звучания. Кроме того, на прошедших масштабных экспозициях Шишкина в полной мере не была представлена его графика. А для мастера изготовление офортов было, если хотите, – жизненной отдушиной. Он не просто сам технически изготовлял доски, но и сам печатал офорты.

Фото: Ксения Коробейникова

– Прям как Петр I, который спускался на монетный двор и чеканил монеты!

– Да, художнику, как и царю, было приятно работать с техникой, причем это исторический факт. Есть офорты, которые Шишкин сам выкладывал на доску, прокатывал, всегда экспериментировал. Только, к сожалению, в советские времена папки с его работами продавались хуже, чем отдельные листки. Поэтому подавляющее большинство альбомов разошлось полистно. Так что собрать 60 листов по хронологии плюс добавить к ним заглавную страницу вряд ли под силу сегодня даже серьезному музею.

– Но вы пошли дальше, дополнив выставку графикой.

– Шишкин – академический художник, поэтому созданию всех его произведений предшествует рисунок. Сначала он делал изображение карандашом (показывает хрестоматийные работы «Можжевельник» и «Преображенское»), потом уже дело доходило до масла или офорта. Быть может, самый удивительный из них – «Дуб», созданный за несколько месяцев до смерти художника на папиросной бумаге. Кстати, создать офорт сложнее, чем живописное произведение, ведь в нем нельзя исправить неправильный штрих. Если начинаешь редактировать – получается другая картина.

– Мне кажется, или автопортрет Шишкина отличается от других офортов?

– Эта работа напечатана на китайском шелке, который более восприимчив к краске. Он дает отблеск, и складывается ощущение, что рисунок выполнен на тончайшей пластине. Впрочем, тут важна не только техника, посмотрите на сам портрет: он изумительно прописан. Бытует мнение, что Шишкин рисовал только природу, хотя он был блестящим портретистом. Если бы чаще пробовал себя в этом направлении, то встал бы на уровень Репина.

Фото: Ксения Коробейникова

– Где можно встретить офорты?

– Обычным людям – нигде. Коллекционеры их не показывают, в музеях они спрятаны в специальных кабинетах, а в библиотеках – в фондах редких книг, куда тоже не впускают. Все дело в том, что бумага с офортами очень ломкая: пять раз возьмешь – она обломается. Так что мы первые на пошли на такую экспозицию!

Справка «МК»: «Офорт – разновидность гравюры на металле, известная с начала XVI века. Для изготовления печатной формы (доски) металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором процарапывается рисунок гравюры. Затем пластина помещается в кислоту, вытравливающую металл в открытых от лака областях. После чего оставшийся лак удаляется с пластины. Перед печатью на доску наносится краска, которая проникает в углубления, протравленные кислотой. Оттуда уже эта краска переносится на бумагу. Основные мастера офорта – Дюрер, Рембрандт, Гойя, Дали, а в России - конечно, Шишкин.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах