МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

На Берлинский кинофестиваль приехала Хиллари Клинтон

«Котлован» Андрея Грязева как модель страны: что думает народ о власти

70-й Берлинский кинофестиваль посетила Хиллари Клинтон, ставшая героиней документального сериала «Хиллари» режиссера Нанетт Берстин. 252-минутную картину в числе первых зрителей оценил и обозреватель «МК».

Фото: AP

 

После премьеры Хиллари была в прекрасном настроении. Видимо, картина ей нравится. Это не хронологическое воспроизведение событий, а портрет смелой женщины на фоне эпохи, отважившейся участвовать в президентской кампании и проигравшей ее. На старых фотографиях будущую первую леди США не всегда узнаешь. С экрана она и ее муж Билл Клинтон вспоминают о важных событиях их жизни — политической и личной, что они умеют разделять. Они познакомились в Йельском университете, и Хиллари первой проявила инициативу: от робкого Билла можно было и не дождаться решительных шагов.

Она откровенно рассказывает о том, как пережила измену мужа и многое простила. Этот ее шаг осудили многие феминистки, к числу которых она и сама, кстати, принадлежит. В частности, в Берлине она высказалась в поддержку кампании против Харви Вайнштейна, рассказала о негативном отношении к Трампу и о знакомстве с Владимиром Путиным, напряженных отношениях, которые между ними установились. Познакомились они еще во времена президентства Обамы, и Клинтон тогда сказала, что он лишен чувств, связав это с работой в органах КГБ. Путин в свою очередь нелестно высказался о ее умственном потенциале — в общем, обменялись любезностями. Хиллари уверена, что свою лепту в то, что она проиграла президентскую кампанию, внесла Москва.

На нынешнем Берлинале много неожиданных картин помимо конкурсной программы. В честь 50-летия программы «Форум» показали фильм 70-х об американской правозащитнице, представительнице коммунистического движения Анджеле Дэвис. Ей сейчас 76. Когда-то эту женщину с огромной копной волос знал каждый житель СССР, любой ребенок мог рассказать, кто она такая. Начинается фильм с 1969 года, когда Анджела была еще неизвестным профессором философии, но совсем скоро стала иконой на волне коммунистической деятельности. Она показана в частной и публичной жизни, на демонстрациях политзаключенных, конференциях и в кругу близких, и становится ясно, что она прежде всего женщина, а не человек с плаката.

Состоялась и премьера фильма «Котлован» Андрея Грязева, в прошлом фигуриста, принимавшего участие в чемпионатах Европы по фигурному катанию. Это его четвертая картина после фильмов «Саня и Воробей», «День шахтера» и «Завтра» об арт-группе «Война», участвовавшей несколько лет назад в Берлинале. Андрей снимает кино собственными силами и на собственные средства. Нынешний фильм сделан как своего рода отголосок «Котлована» Андрея Платонова и собран из видеороликов, выложенных в YouTube. У него котлован становится образом России. Начинается картина трагикомично, хотя ничего веселого на экране нет. В разных точках страны происходит что-то невероятное: гигантский котлован пожирает все и вся. В него, как в черную дыру, то трактор упадет, и тракторист каким-то чудом выберется, то рухнет экскаватор. В Нижнекамске пожилой человек отправился в сберкассу и упал в яму. В котлованы проваливаются дети по всей стране. Кто-то добровольно погружается в его липкую жижу, как загадочный молодой человек, который ведет себя как на пляже, плавает, словно в море. Даже министр иностранных дел Сергей Лавров вспоминает, как в свое время рыл котлован под телецентром «Останкино» и это для него были чудесные времена.

Кадр из фильма "Котлован", предоставлен пресс службой Берлинского кинофестиваля

Но все это — преамбула к главному, когда мы увидим огромную страну, вышедшую на разговор со своим президентом. Жители Киселевска обращаются к Путину и рассказывают, что их город находится в котловане. Инвалид сообщает, что находится далеко от Кремля и не может получить путевку. Другой человек с ограниченными возможностями просит установить пандус в подъезде, иначе невозможно самостоятельно выходить из дома. Третий тоже не может выйти из квартиры, поскольку нет подъемника. «Владимир Владимирович, помогите. Больше никто не поможет. Один фонарь горит, другой не горит. Владимир Владимирович, зажгите второй фонарь», — это уже говорит едва ли не единственный столичный житель из этого фильма. Он из Петербурга. Остальные — в основном люди окраин.

«Володенька, милый, сынок, приезжай», — плачет женщина. Мужчина в легком подпитии скажет: «Прошу тебя, родной… Я за тебя и дальше буду голосовать и за твоего друга». Правда, он забыл фамилию Медведева. Одна россиянка написала даже стихи президенту: «Поговори со мною, Путин… про суд, больницу и тюрьму…»

У каждого россиянина свои заботы и беды: «Что это за зубы? Я не могу зубы сделать. Это что за жизнь?», «Нельзя обижать переселенцев». Кому-то негде жить. Кто-то возмущен большим количеством бомжей. Люди говорят про ресурсы и недра, природные богатства и свою скудную жизнь, про газ, которого нет, отсутствие дорог. О том, что пропали комары и птицы, а кого-то мухи одолели, потому что всюду свалки и вонь. «Прекратите нас травить!», «Не быть Русскому Северу помойкой». Пенсионер жалуется Путину, что не доживет до его следующих выборов, если все так и будет продолжаться в стране. Доведенные до отчаяния пенсионеры встают на колени: «Господин президент, помогите». Учителя просят ликвидировать задолженность по зарплате. Несчастные матери требуют вернуть из плена сыновей. Кто-то не может получить паспорт: «Жепардье (именно так и говорит. — С.Х.) дали. Всем дали паспорта, а мне, русскому человеку, 30 лет не хотят дать». Люди по всей стране живут плохо, многие достигли дна и добиться ничего не могут. Чиновники не помогают, и только Путин для них — высшая инстанция. Только на него они уповают. Вот они и записывают ролики в надежде, что их увидит президент и поможет: «Если не вы, то кто?», «Вы самый главный в нашей стране».

Андрей Грязев собрал 80 часов материала, из которого и сложилась его 70-минутная картина. Искал материал по тегам из серии «Путин, помоги». В финальных титрах приводится внушительный список использованных видеороликов с указанием даты их выхода. Фейковых среди них почти нет, а тот, что использован, несет свою смысловую нагрузку. Те, кого мы видим на экране, в основном ругают власть и президента. Но Андрей Грязев выбрал не их, а первых, тех, кому больше некуда идти — только к главному человеку в стране.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах