МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Чеховский фестиваль возобновил работу радикальным прочтением древнегреческого мифа

Французская «Компания пяти колес» представила «Электру на дне»

Все привыкли, что Международный театральный фестиваль им. Чехова проходит в конце весны и летом. Таким было и его нынешнее начало. Однако главный режиссер нашего времени — коронавирус — перекроил график, и после некоторого перерыва ближе к зиме в Москву приехала французская «Компания пяти колес» со спектаклем «Электра на дне». Поставил его по собственной пьесе Симон Абкарян, адаптировав на современный лад античный сюжет. Спектакль удостоен в Париже трех театральных премий «Мольер» за лучший спектакль, работу драматурга и режиссуру. А исполнительница роли Электры Орор Фремон носит титул «Театральное открытие года».

Фото: facebook.com/chekhovfestival.

Сам факт, что каким-то чудом из Франции приехал театр, преодолев множество преград, да еще накануне официальной московской премьеры было позволено присутствовать на прогоне, все это создавало впечатление чего-то ирреального. В зале присутствовал худрук Театра им. Моссовета Евгений Марчелли. Французские актеры были взволнованы. Помощник режиссера предупреждала, что, возможно, все пойдет не так, как на обычном спектакле, и пьеса не будет сыграна до конца. Но все прошло как при публике, хотя не сразу возникло живое дыхание, для этого понадобилось какое-то время.

Премьера состоялась больше двух лет назад на сцене Цирка дю Солей, который поддержал «Компанию пяти колес» и лично Симона Абкаряна, некогда работавшего в его труппе. Пандемия не позволила спектаклю жить так, как задумывалось, так что мы увидели фактически премьерный вариант. Симон Абкарян не только поставил спектакль как режиссер, но стал его сценографом совместно с Филиппом Жаско, сам сыграл Спароса и Господина Луаяля. Как и положено в древнегреческой трагедии, присутствует в «Электре на дне» хор, но состоит он из обитательниц борделя, 11 женщин не первой свежести, которые бесконечно перемывают всем кости, вспоминают о своих бедах и унижениях, так что актуальная фемповестка всем обеспечена.

В основе спектакля — древнегреческий миф об Электре и Оресте в вольном изложении и с учетом вариаций, предлагаемых Эсхилом, Еврипидом и Софоклом. «Я решился создать собственную версию, чтобы рассказать великий миф в виде притчи», — говорит постановщик. «Электра» для него — «Золушка наоборот»: принцесса волею судьбы оказывается на дне жизни, пытается и там достойно жить. В спектакле задействованы драматические артисты и трио музыкантов Howlin‘Jaws, исполняющее свои произведения на электрогитаре, контрабасе, литаврах, мандолине, банджо и бузуке. Музыки, пожалуй, с избытком. Она ультрасовременна для античной трагедии и иногда переходит в рок-н-ролл.

В роли Электры — Орор Фремон. Она вполне реальная женщина, особенно когда появляется в спортивном костюме. Ее брата Ореста играет напоминающий восточного принца Элиот Морель. Он тоже в какой-то момент наденет красный спортивный костюм, но это не намерение буквально перенести действие в наши дни. Но это все-таки сближает героев с мироощущением современных греков, идентифицирующих себя с богами, чувствующих близость к ним, как если бы они были соседями по дому. Это сильно проявляется в греческом кино. Но до Древней Греции всем им далеко. И в спектакле Симона Абкаряна нет никаких туник и котурнов, но есть балетные пачки, элементы кимоно, одежды более поздних эпох, придающие сказочность и волшебство происходящему. Орест напоминает принца Гамлета, а его мать — шекспировскую Гертруду. Он возвращается из изгнания под видом чужестранки, соответственно, в женском костюме. Его не узнает даже родная сестра, хотя все это чистая условность. И только продемонстрировав хору женщин свою мужскую «доблесть», Орест подтвердит, кто он есть на самом деле. Его отец погиб от рук собственной жены Клитемнестры (ее играет Катрин Шауб Абкарян) и ее возлюбленного Эгисфа. Все ради трона и из-за зова плоти. Электра и Орест готовы отомстить за смерть отца.

Первое действие идет тяжело. Мизансцены статичны. Между героями не возникает искры. А потом власть возьмет в свои руки хор женщин, и все второе действие пройдет под знаком матриархата со своей страшной энергетикой. Женщины способные на все, когда посягают на их свободу.

Симон Абкарян — уроженец Парижа, какое-то время живший в Бейруте и изучавший там кавказские танцы, перебравшийся в Лос-Анджелес. Как и любой армянин, он человек мира. В Америке работал в армянском театре под руководством Джеральда Паразяна, стажировался у Жоржа Биго на курсах Комедии дель Арте. Восемь лет работал с Ариан Мнушкиной, играл у Питера Брука, пока не создал собственную труппу, с которой ставил Еврипида, Эсхила, Сенеку и Шекспира. Симон Абкарян — востребованный кино актер. Его фильмография насчитывает порядка семидесяти картин, и среди них — знаменитый «Арарат» Атома Эгояна, «Шрам» Фитиха Акина, «Арам» Роберта Кешишяна, «Армия преступников» Робера Гедигяна, «Казино «Рояль» Мартина Кэмпбелла. Можно только удивляться тому, как он все это сочетает.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах