МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Курьер из Китая получил от Михалкова самый большой бриллиант

Лауреатов Евразийской кинопремии Михалкова, получивших в награду бриллианты, до границы сопроводит Росгвардия

В Москве вручили новую Евразийскую премию Никиты Михалкова, о которой он говорил на протяжении нескольких лет, мечтая об евразийском аналоге «Оскара». Свершилось - на «Бриллиантовую бабочку» претендовали 34 фильма из 17 стран. Стоила ли игра свеч?

Фото: Геннадий Авраменко

Все настолько загадочно даже для самого Михалкова, который благодарил со сцены президента страны за поддержку своей «странной идеи». Остается только сожалеть, что нет рядом с нами Леонида Гайдая. Он мог бы снять сиквел «Бриллиантовой руки» про десяток лауреатов, разлетающихся по миру с бриллиантами в руках, которых в интересах безопасности сопровождают до границы представители Росгвардии.

Фото: Геннадий Авраменко

Евразийскую киноакадемию и ее премию Михалков задумал, как некий заслон перед угрозой атаки на евразийскую цивилизацию. Ее идею он начал активно продвигать, как только появилась международная премия Конфедерации Союзов кинематографистов во главе с ныне покойным кинодраматургом и режиссером Рустамом Ибрагимбековым, с которым они работали на фильмах «Урга – территория любви», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем».  

Фото: Геннадий Авраменко

Премия Ибрагимбекова охватывала страны Восточной Европы, Западной Азии и бывшего СССР. Лучшие фильмы выбирали киноведы из 14 стран, представлявшие государства, которые не имели отношения к производству заявленных в конкурсе фильмов. Ибрагимбеков говорил, что глубокий Восток и глубокий Запад отличаются тем, что в основном знают только себя, и лишь догадываются о жизни других, а евразиец хорошо знает и Восток, и Запад с точки зрения быта, традиций, культуры, и в этом его преимущество.

Фото: Геннадий Авраменко

Михалков больше одержим идеей противостояния «Оскару», лауреатом которого он является. Главную «Бриллиантовую бабочку» за лучший фильм Никита Сергеевич вручил китайской картине «Против течения» о новоиспеченном курьере, круто изменившем свою жизнь и открывшем в ней новые смыслы.

Фото: Геннадий Авраменко

Награду получала представительница шанхайской студии,  имя которой так и не прозвучало. Михалков все время что-то ей тихо и интимно говорил непонятно на каком языке. Награда пришлась его гостье по вкусу. Гостья сказала о том, что господин  Сюй Чжэн, снявший этот фильм,  – очень известный актер в Китае.  Свой предыдущий приз он тоже получил в России. То, что он сделал сейчас, сильно отличается от того, что он создал на протяжении долгой карьеры.  «Я сидела в зале и думала: «Какая прекрасная бабочка! Она так подойдет к моему костюму. Перед тем, как приехать в Россию, я потеряла кольцо, но эта бабочка гораздо лучше». 

Фото: Геннадий Авраменко

Помимо «бабочки», усыпанной бриллиантами и созданной по эскизу художника Юрия Купера, победитель получил 10-каратный бриллиант, стоимость которого составляет 1 млн. долларов. Еще 11 лауреатов увезут с собой по бриллианту весом более 5-ти карат и стоимостью более 250 тыс. долларов.

Фото: Геннадий Авраменко

Михалков мечтал немного о другом, хотел выдать своим лауреатам денежные суммы, которые любому кинематографисту, готовому ради съемок заложить свою квартиру, никогда не помешают. Однако президент страны распорядился инче, и победителем выдали драгоценные камни.  

Фото: Геннадий Авраменко

Лучшим режиссёром назван Горан Радованович из Сербии, снявший показанный на подведомственном Михалкову МММКФ фильм «Лесной царь» с Милошом Биковичем в главной роли. Почему именно он? Бог весть. Это явно не лучший фильм на большом евразийском пространстве.

Фото: Геннадий Авраменко

При первом знакомстве со списком потенциальных лауреатов можно было только недоумевать. Иногда возникали вопросы: «Что? Где? Когда?» и главное «За что?». В одной только Турции ежегодно выходит немало достойных картин, востребованных многими фестивалями. Но где они?  

Фото: Геннадий Авраменко

За «Лучший сценарий» отметили Кэрол Шор из ЮАР. Она призналась, что впервые получила персональную награду за «Старый праведный блюз», объехавший множество фестивалей. Со сцены Шор призывала наши страны к активному деловому сотрудничеству. Вручавший награду Владимир Мединский предложил гостье вступить в Союз писателей России и пошутил по поводу членских взносов.  

Фото: Геннадий Авраменко

Лучшим оператором стал Талант Акынбеков, представлявший «Чёрный, красный, жёлтый» киргизского классика Актана Арыма Кубата. Он рассказал, что родился в семье художника, чьи картины представлены в Третьяковской галерее. Туда водили всех прибывших на кинопремию гостей. Они, оказывается, неделю провели в Москве и посетили еще «Мосфильм» и Концертный зал им. Чайковского.

Фото: Геннадий Авраменко

Лучший художник-постановщик — Мейлис Худайберенов, работавший на туркменской картине «Композитор», благодаривший президента своей страны.

Фото: Геннадий Авраменко

От России выдвинули единственную картину «Двое в одной жизни, не считая собаки» Андрея Зайцева. Получается так, что большая отечественная киноиндустрия, о которой во всю трубят, не в состоянии конкурировать с кинематографиями коллег.   

Фото: Геннадий Авраменко

Светлана Крючкова и Александр Адабашьян, сыгравшие главные роли в фильме Зайцева, получили по бриллианту в номинациях «Лучшая актриса» и «Лучший актер». Крючкова со сцены цитировала Цветаеву, для которой важным символом стала бабочка, благодарила Михалкова. «Не буду объяснять за что. Он знает», - сказала она. Он  спас ее, когда она умирала от рака. Крючкова не раз говорила, что ходили бы мы на ее могилку, если бы не Никита Сергеевич. 

Фото: Геннадий Авраменко

Адабашьян, с которым она дружит 50 лет, входил в экспертный совет премии и определял победителей. Со сцены он ядовито пошутил, что первым положил конец экспорту бриллиантов из России. Его не повезут в аэропорт представители Росгвардии, приставленные к каждому зарубежному лауреату. До Адабашьяна награду получил как «Лучший композитор» еще один россиянин Юрий Потеенко, но он представлял белорусскую картину «Чёрный замок».  

Фото: Геннадий Авраменко

Лучшие актеры второго плана — Соня Хуссейн из Пакистана, представлявшая «Термит» (Пакистан — Канада), и Анвар Картаев из Узбекистана, снявшийся в фильме «В погоне за весной».

Фото: Геннадий Авраменко

Был также отмечен фильм, который не входил в пределы евразийского пространства. Для этого придумана отдельная номинация. Победу одержал «Али Примэра» из Венесуэлы. Награду вручала представитель МИДа Мария Захарова, отдельно упомянувшая Уго Чавеса. Продюсер фильма говорил об угрозе, нависшей над его страной, и посвятил награду всем, кто рано встает и работает, ходит в школу.

Фото: Геннадий Авраменко

Приз за вклад в мировой кинематограф из рук Михалкова получил иранский режиссер Маджид Маджиди, о фильме которого «Мухаммад Посланник Бога», снятом в 2015 году, Никита Сергеевич не раз говорил на других мероприятиях. 

Фото: Геннадий Авраменко

«Когда кино для кинематографиста - работа, то это прекрасно и профессионально, - сказал глава новой кинопремии. -  Но только тогда, когда кино – это жизнь, оно становится искусством и посланием. Вклад в кинематограф по-разному измеряется. Кто-то измеряет его бокс-офисом, кто-то премиями, а кто-то тем, что он делает в силу своего таланта, богом данного, усердия и абсолютной верности этому делу. Жизнь кинематографиста очень странная.  Очень часто для него нет ни рассвета, ни тумана. Он не может ими наслаждаться как явлениями природы.  Вот закат, который мне нужен. Вот восход, который мне нужен. Все явления жизни для него - часть того, что он хочет воплотить в кино.  Вот таким человеком является потрясающий режиссер, снимающий шедевры за три копейки на коленке. Когда ему дали возможность снять блокбастер, он снял потрясающий фильм «Мухаммад Посланник Бога». 

Фото: Геннадий Авраменко

Лауреат вспомнил со сцены имена Тарковского и Сокурова, оказавших большое влияние на иранское кино.  

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах