МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Новое сценическое прочтение «Школы для дураков» Саши Соколова: зрелые мальчики у доски, похороны глобуса

В МХТ им.Чехова режиссер Денис Азаров похоронил глобус

На Малой сцене МХТ им. Чехова режиссер Денис Азаров (он же автор инсценировки) поставил «Школу для дураков» по одноименному роману Саши Соколова, напомнив про одного из первопроходцев, Андрея Могучего, отважившегося 25 лет назад на покорение, казалось бы, неподъемного произведения.

Сцена с ангелом. Фото - Александра Торгушникова

После спектакля Могучего в Формальном театре «Школу для дураков» неоднократно, а иногда успешно ставили, вопреки всем сложностям, которые таит проза Соколова в сценическом изложении. В день премьеры в МХТ им. Чехова старожилы только и вспоминали прежние опыты, сравнивали не всегда в пользу новой версии.

Спектакль Дениса Азарова забавно отсылает и к громкой премьере 2013-го, фильму «Географ глобус пропил» Александра Велединского с Константином Хабенским, нынешним худруком МХТ, в главной роли. Сколько тогда шума было вокруг него. Все, что связано с нестандартным видением школы, неминуемо вызывает бурю эмоций. 

Любопытно, что сейчас Константин Хабенский получает награды за роль «человека дождя», взрослого мужчины с малолетним мозгом, позволяющим жить вне социума, в фильме «Здесь был Юра». Некоторые герои Саши Соколова именно в таком мире и живут. И в этом их спасение.

«Школа для дураков» написана в начале 1970-х и впервые опубликована в США. У нас она ходила по рукам, благодаря самиздату. Сашу Соколова и теперь не все понимают и принимают. Однажды зрители одного небольшого кинофестиваля под Петербургом едва не побили организаторов за показ документального фильма о «странном» писателе. Соколов произносил нескончаемый монолог, занявший минут двадцать экранного времени. Вся его соль была в финале, до которого мало кто дотягивал. Саша оловянным взглядом смотрел на зрителей, долго-долго молчал, и это производило неожиданный эффект.

В потоке сознания пребывает и его главный герой, лишенный имени и фамилии, просто «ученик такой-то». Сыграл его Артем Быстров, умеющий работать на близкой дистанции. Его киноопыт тут сыграл решающую роль.

Занавес с аппликациями букв сообщает, в каком учебном заведении мы находимся (сценограф Алексей Трегубов). Это теперь понятие «спецшкола» связано с углубленным изучением иностранных языков, математики или химии. А когда-то это было клеймо, резервация для слабоумных, к которым никто не испытывал никакого сострадания.

За занавесом почти во всю ширь сцены простирается школьная доска советского образца. На ней постоянно что-то пишут мелками - слова, цифры, всякую чушь.

Появится учитель географии, такой же фрик, как и его ученики. Норвегов в исполнении Алексея Гнилицкого передвигается на высоченных ходулях, напоминая несчастного Акакия Акакиевича из «Шинели» в Пространства «Внутри», упиравшегося в потолок подвала. Ученик Такой-то - Артем Быстров. Фото - Александра Торгушникова

Этот чудак-человек, великан среди лилипутов, единственный, кто способен услышать и понять, своего рода духовный гуру для подростков с особенностями развития, заменивший отца.  Когда географ умрет, в гробу будет покоится гигантский глобус. Кто вообще этот нелепый географ? Живой или призрак? Не пригрезился ли ученику с раздвоением личности? 

Взрослые актеры - Владимир Кузнецов, Мухтар-Али Мурзин, Артём Панчик - во главе с Артемом Быстровым играют в шварцевскую «Сказку о потерянном времени». Того гляди пробьют волшебные часы, и псевдовзрослые мужчины в школьной форме, не успеют завершить важные дела и навеки останутся стариками. А дети, живущие в их телах, исчезнут.   

Герой Артема Быстрова влюблен в учительницу, что по нынешним временам опасно, особенно для нее. По счастью, дело происходит в совсем другие времена, когда своих преподавателей не сдавали по ложным обвинениям в домогательствах. Учительницу и маму ученика такого-то сыграла одна актриса Вероника Васант. Они, как отражение друг друга.

По словам Дениса Азарова, его герой ведет диалог с самим собой, в нем хорошее вступает в борьбу с дурным, поскольку у парня нечто вроде «диссоциативного расщепления идентичности». Две его половины противоречат друг другу, разрывая на части. Саша Соколов использует это как художественный прием, и театр следует его примеру. 

Вместе с героями мы несемся по волнам памяти, попадаем в поток безумных ассоциаций. Времени как такового для них не существует, но есть вполне материальное безвременье с забавным в своей скорби ангелом в исполнении Кирилла Трубецкого. Сцена на могиле стала одной из самых ярких.

Денис Азаров попытался рассказать про слабость, которая иногда сильнее силы, про героя, выпавшего из реальности и нашедшего в этом спасение.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах