На выставке представлено более 60 работ не только Алексея Саврасова, но и других пейзажистов XIX–XXI веков. Среди них - Архип Куинджи, Исаак Левитан, Аполлинарий Васнецов, Николай Дубовской, Константин Крыжицкий, Георгий Нисский. Как говорят кураторы, это интуитивный выбор, за которым не стоит искать теоретических обоснований.
«Мы стараемся показать больших художников с неочевидной стороны, расширить контекст вокруг великого наследия», - говорят в Новом Иерусалиме. Тут важен диалог с другими художниками, включая наших современников, которые не всегда осознают, что являются последователями Саврасова.
По замыслу представленные работы объединяет созерцательность и стремление к тишине. Исходили из того, что мы живем в шумный век, поэтому важно иногда замереть и оглядеться, вдохновиться и идти дальше.
Во времена Саврасова пейзаж считался второстепенным жанром, воспринимался как фон для портретов, архитектурных сцен. У самого художника неброская русская природа, лишенная безусловной красоты с точки зрения классического пейзажа, становится основополагающей темой.
В экспозицию вошли 35 его картин, относящихся к разным периодам творчества. Начинается выставка с самых ранних работ художника, написанных после окончания художественного училища. На них – бездонное небо, болота, степь. А напротив, как на эстраде, сверкают огнями буквы, слагающие фамилию художника. Есть работы, созданные в конце жизни. Они опровергают мнение, что Саврасов не сделал ничего выдающегося в этот период.
Как вспоминают современники, был он человеком огромного роста. На его лице оспа оставила следы. Саврасов родился в московской купеческой семье в 1830 году, рано начал рисовать. К 12 годам его небольшие рисунки продавались. Он окончил московское училище живописи и ваяния, и в 24 года получил звание академика. Он жил при четырех императорах и пережил смерть нескольких малолетних детей.
«Грачи прилетели» связаны по времени с потерей новорожденной дочери. В 1871 году картину представили на первой выставке Товарищества передвижников. Ее приобрел Павел Третьяков. Вторая версия «Грачей» была сделана по заказу императрицы Марии Александровны. Впоследствии Саврасов повторил тот же сюжет не менее шести раз. В Новом Иерусалиме представлен вариант из собрания Нижегородского художественного музея, а также более отдаленная версия из Русского музея.
Николая Полисский в день открытии выставки произнес эмоциональную речь: «Грачи прилетели» - больше, чем живопись, это сама жизнь, может быть самая популярная картина в России. Многие люди, которые не являются специалистами в живописи, признавались, что «там что-то есть». И это «там что-то есть» точно существует. Думая об этой картине, я решил со своими крестьянскими друзьями решить проблему грачей. У Саврасова они намечены, у него важнее все остальное. А мы сосредоточились на них. Сначала я что-то рисовал, потом ребята сами стали их делать. Грачей уже невероятное количество. Они распределились по разным коллекциям. Я очень рад, что они здесь будут встречать весну».
Создатели выставки в очередной раз задались целью развеять миф о том, что Саврасов — художник одной картины, но вынуждены были признать: достичь этого невозможно. И все-таки они попытались показать другого Саврасова, менявшегося на протяжении почти 50-летней художественной карьеры. Были у него проходные работы, сделанные ради заработка, но есть и «планетарный Саврасов», не только камерный лирик, а мастер, чувствовавший состояние земли, воздуха, воды с точки зрения космоса.
Есть на выставки и две версии «Притихло» Николая Дубовского. Их судьба напоминает историю «Грачей». Дубовской повторял свою работу не менее шести раз. Первую версию приобрела императорская семья, расстроив Павла Третьякова. Он просит сделать повторение, и в тот же год Дубовской пишет второй вариант. Приведена его цитата о том, как перед созданием картины он почувствовал момент тишины: «… это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом «притихло».
Тема луны, проходящая в целом ряде работ Саврасова, в его «Лунной ночи в деревне» и других, нашла продолжение в световой инсталляции Леонида Тишкова «Метафизический брак Луны и Солнца». Продолжит тему летящая комета в видеоинсталляции арт-группы «Синий суп».
В одном из залом вращается колесо мельницы, а рядом на стене - одна из самых неожиданных работ Саврасова «Иллюминация в Кремле» 1883 года из Ивановского художественного музея. Она создавалась к коронации Александра III, проходившей в Успенском соборе московского кремля. Те, кто увидят картину впервые, могут и не догадаться, что принадлежит она кисти Саврасова.
В соседнем зале надувается облако прозрачной ткани, словно паруса на ветру. Театральные инсталляции созданы группой во главе со сценографом Эмилем Капелюшем. Путешествие по залам сопровождают цитаты Саврасова и его современников, а также саунд-композиция Павла Ховрачева, напоминающая звуки труб, капели, нечто космическое. Так что абсолютной тишины не ждите.
Картины, вошедшие в экспозицию, предоставлены 19 отечественными музеями: Третьяковкой, Русским музеем, художественными галереями и музеями Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Волгограда, Вологды, Серпухова, Курска, Нижнего Тагила, Химок, Алтая, Таганрога... Есть работы их частных собраний.
Завершает выставку «Тишина» Андрея Мыльникова 1987 года из собрания Русского музея. Молодая пара лежит у стога сена. За ним - синева неба и воды.